2.1. Оценка состояния управления унитарными предприятиями
Состояние управления областными государственными унитарными предприятиями характеризуется наличием сложившейся постоянно совершенствующейся системы управления имуществом области.
Существующая система управления имуществом включает:
учет и ведение реестра областного имущества;
установленный порядок назначения руководителей унитарных предприятий, определения размера заработной платы, условий их работы и отчетности по результатам работы предприятия;
утвержденный примерный устав унитарного предприятия и контракт с руководителем;
ежеквартальный анализ хозяйственной деятельности унитарных предприятий;
контроль за использованием и сохранностью государственного имущества.
Указанная система успешно реализуется. Все предприятия и учреждения поставлены на учет. Назначение руководителей производится только в соответствии с установленным порядком. Со всеми руководителями унитарных предприятий заключены контракты. Уставы приведены в соответствие с примерным уставом унитарного предприятия.
В установленные сроки проводится анализ хозяйственной деятельности с направлением результатов в соответствующие отраслевые областные министерства для принятия мер. Осуществляется постоянный контроль за использованием государственного имущества.
В настоящее время в области имеется 419 областных государственных организаций, в т.ч. 185 областных государственных унитарных предприятий и 234 областных государственных учреждения.
На предприятиях областной собственности занято 13,0 тысяч человек.
В областной собственности находится 115 областных государственных унитарных аптечных предприятий, 19 предприятий электрических сетей, 7 предприятий кинофикации, 5 дорожно-строительных предприятий и 39 предприятий других отраслей.
Анализ хозяйственно-финансовой деятельности показывает, что наметилась тенденция улучшения финансово-экономических показателей деятельности государственных предприятий.
В 1999 году процент рентабельно работающих государственных унитарных предприятий, находящихся в собственности области, по сравнению с 1998 годом увеличился с 70 до 82 процентов.
Средняя заработная плата выросла по сравнению с прошлым годом в 1,3 раза. Прибыль за отчетный период составила 77072 тыс. руб., что в 1,4 раза выше уровня 1998 года. Соответственно увеличились налоговые поступления в бюджет.
Вместе с тем следует отметить, что в собственности области имеются предприятия с малым по составу и стоимости имуществом, а также предприятия, деятельность которых общественно необходима, но не решены вопросы финансирования этой деятельности, что ставит их на грань фактической ликвидации.
Предусмотренные гражданским законодательством организационно-правовая форма унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств.
Юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника. Реально эти полномочия осуществляются единолично руководителем унитарного предприятия, взаимоотношения которого с собственником регулируются гражданским законодательством. Напротив, круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, узок и однозначен. Вмешательство государственных органов в деятельность унитарных предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным.
В частности, руководители унитарных предприятий самостоятельно управляют финансовыми потоками этих предприятий, в том числе принимают решения о направлениях использования прибыли. Они не связаны необходимостью согласовывать свои решения с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом).
Действующее законодательство, эффективно защищая права руководителей, создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности за результаты деятельности предприятия.
На практике широкие полномочия руководителей унитарных предприятий в отсутствие действенных инструментов и порядка управления, контроля и мотивации руководителей приводят к заключению сделок, в которых заинтересовано руководство унитарного предприятия, что приводит к искусственному завышению себестоимости продукции.
Отсутствует порядок и практика получения собственником части прибыли унитарного предприятия как в России, так и в области, хотя в уставах унитарных предприятий это предусмотрено.
Следовательно, для того чтобы деятельность унитарных предприятий имела большую эффективность, существующая система управления унитарными предприятиями должна постоянно совершенствоваться с учетом изменения структуры областного имущества и состава государственных унитарных предприятий.
2.2. Оценка состояния управления государственными учреждениями
На территории области находится 234 областных государственных учреждения, в том числе 84 учреждения здравоохранения, 31 - образования, 39 - социального развития, 28 - физкультуры, 25 - культуры, 27 - других отраслей.
Учреждения созданы для осуществления управленческих, социально-культурных и других функций некоммерческого характера. Их финансирование полностью или частично производится за счет средств областного бюджета.