Недействующий

О целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2006 года"

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2006 года" (далее по тексту - Программа) устанавливает основные направления развития населения в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) на перспективу до 2006 года.

При разработке заданий Программы учтены предложения администраций 20 улусов республики, в которых проживают малочисленные народы Севера, заявки на строительство и реализацию инвестиционных проектов, поданные кочевыми родовыми общинами и предприятиями, осуществляющими свою деятельность в поселениях малочисленных народов Севера, опыт реализации на территории республики федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года".

Ежегодный состав программных мероприятий и объемы финансирования будут зависеть от изменений в социально - экономическом развитии Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). В целях оперативного учета происходящих перемен Программа устанавливает основные направления развития до 2006 года, а детальную разработку мероприятий предполагает на срок на 1 год с согласованием ежегодных заданий и планируемых объемов финансирования с заинтересованными министерствами и ведомствами.

На территории Республики Саха (Якутия) проживает 30 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера. Эти народы в основном компактно проживают в 81 населенном пункте 20 улусов (районов) республики. Наибольшее количество поселений (48 сел) расположено в 12 арктических улусах (см. приложение N 1).

В силу историко-географических условий, специфичности традиционных отраслей хозяйствования коренные жители Севера оказались менее приспособленными к существованию в период становления рыночных отношений.

Современная демографическая ситуация в улусах, где проживают коренные малочисленные народы Севера, характеризуется снижением численности населения. Основными причинами снижения численности населения являются сворачивание политики государственной поддержки промышленного освоения Севера и распад СССР, что привело к массовой миграции населения за пределы республики. По данным Госкомитета по статистике Республики Саха (Якутия) наибольшая интенсивность миграции наблюдалась из арктических улусов: Усть-Янского, Верхоянского, Булунского, Нижнеколымского. Только в Усть-Янском улусе число выбывших за 1994-97 годы составило 8,5 тыс. человек (Статистический сборник N 71/4399).

Миграция специалистов и снижение общей численности населения в улусах обуславливают закрытие школ, учреждений здравоохранения, культуры, ставят под угрозу бесперебойное тепло- и энергообеспечение поселений, что усугубляет социальные проблемы коренного населения. Средняя продолжительность жизни представителей малочисленных народов Севера короче, чем в республике, на 18 лет (Статистический сборник N 171/4071).

На рынке труда в поселениях малочисленных народов Севера сохраняются основные тенденции, сложившиеся по всей республике: снижается уровень занятости на фоне роста общей и официальной безработицы. Наиболее тяжелое положение у коренных жителей в арктических улусах, где уровень официальной безработицы составляет 3,17% против среднестатистических показателей 1,1% по Республике Саха (Якутия). Размер среднемесячной заработной платы по арктическим улусам составляет 62% от среднереспубликанских значений. Объем производственных потребительских товаров в арктических населенных пунктах компактного проживания малых народных народностей составляет 71,1 млн. рублей против 3 млрд. рублей по Республике Саха (Якутия), денежный доход - 1491 рубль против 5608 рублей по республике (Статистический сборник N 240/5653).

Традиционно коренные малочисленные народы Севера занимаются оленеводством. Однако кризисные явления в экономике непосредственно влияют на состояние дел в этой отрасли. В целом в республике, по данным учета на 1 января 2002 года, по сравнению с 1 января 1990 года поголовье оленей снизилось на 37% (Статистический сборник N 240/5653).

Экономика малочисленных народов Севера продолжает погружаться в депрессивное состояние, а уровень жизни этих народов существенно ниже среднереспубликанских показателей.

С 1991 года на территории республики поэтапно действует федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера". За годы действия этой программы введено в строй 34,84 тыс. кв. метров жилья, построено 145 единиц общественных и производственных зданий, выделено финансовых средств 123,82 млн. рублей. Несмотря на определенные позитивные результаты, не удалось создать в местах компактного проживания производственный потенциал и социальную инфраструктуру, на основе которых малочисленные народы Севера должны были перейти к устойчивому развитию.

Причин несколько:

Во-первых, задание Программы и направления финансирования, утвержденные в 1996 году, не учитывают некоторых изменений, происшедших в социально-экономическом развитии республики. Не учитываются наличие вторичного рынка жилья и оплата 35% стоимости жилья будущими владельцами квартир при решении жилищных проблем. Не используются имеющиеся мощности при создании новых производств. В итоге - повышенные затраты и малоэффективные результаты.

Во-вторых, влияние программных мероприятий заканчивается после ввода производственного объекта в эксплуатацию. Практика показала, что отсутствие профессионального управления и государственной поддержки быстро приводит к сворачиванию производства.

В-третьих, невозможно решить проблемы поселений только за счет капитальных вложений в жилье и производство, оставляя без внимания проблемы нехватки объектов здравоохранения, образования, культуры.

И, последнее, отсутствие разработанного механизма привлечения прочих источников оставило без финансирования 50% программных мероприятий уже на стадии их планирования. А сложившаяся практика погашения кредиторской задолженности из федерального бюджета через год без учета инфляции окончательно определила недостаточную эффективность реализуемых заданий.

Государственная поддержка коренных малочисленных народов Севера из средств бюджета Республики Саха (Якутия) осуществляется за счет инвестиций в форме капитальных вложений и мероприятий, утверждаемых решениями Президента, Правительства Республики Саха (Якутия) и Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). В 1995-1998 годах приняты постановления и распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) об особых мерах государственной поддержки ведения традиционных отраслей, ряд постановлений по плану действий Правительства в связи с объявлением Президентом Республики Саха (Якутия) 1998 года "Годом Арктики" и другие.

Принимаемые оперативные решения не могут охватить всех проблем и исполняются, как правило, не в полном объеме ввиду постоянного недостатка финансовых средств в республиканском бюджете.

В период обострившегося экономического и финансового кризиса для получения реальных результатов от государственной поддержки необходимо в рамках Программы установить на перспективу объем инвестиций во все поселения малочисленных народов Севера, выделить проблемы и мобилизовать на их решение республиканские и федеральные средства, активизировать работу по привлечению прочих источников финансирования.