ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2002 года N 640
О целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2006 года"
УТРАТИЛО СИЛУ - постановление Правительства РС(Я) от 08.06.2007 N 241
(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Правительства РС(Я) от 11.01.05 N 5)
На основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2002 года N 256 "Об упорядочении республиканских целевых программ", в целях повышения уровня жизни коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), реализации их национально-культурных запросов и сохранения сложившихся традиций, исходя из необходимости всесторонней государственной защиты и помощи этим народам, Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Внести изменения и дополнения в Целевую программу экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на период до 2005 года и утвердить в прилагаемой редакции целевую программу "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2006 года" (далее по тексту - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2006 года" Департамент по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия).
(В ред. постановления Правительства РС(Я) от 11.01.05 N 5)
3. Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) (Данилов В.Д.), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Березкин Э.Б.) при формировании проектов Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2003-2006 годы включать целевую программу "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2006 года" в перечень целевых программ Республики Саха (Якутия) и ежегодно уточнять размер выделяемых на её реализацию ассигнований с учетом возможностей Государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
4. Департаменту по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия) (Мигалкин А.В.):
совместно с заинтересованными органами исполнительной власти, администрациями улусов (городов). Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) ежегодно осуществлять корректировку заданий Программы в пределах выделяемых ассигнований;
ежегодно, к 10 февраля, направлять в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия) и Министерство экономического развития Российской Федерации доклад о ходе реализации Программы.
5. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2000 года N 226 "О целевой программе экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на период до 2005 года".
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на и.о. заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Е.И. Михайлову.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.Борисов
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Целевая программа "Экономическое и
Программы социальное развитие коренных
малочисленных народов Севера Республики
Саха (Якутия) до 2006 года"
Дата принятия Постановление Правительства Республики Саха
решения о (Якутия) от 25 мая 2002 г. N 256 "Об
разработке упорядочении республиканских целевых
(корректировке) программ"
Программы
Государственный Департамент по делам народов и федеративным
заказчик-координатор отношениям Республики Саха (Якутия)
Основной разработчик Дирекция строящихся предприятий и целевых
Программы программ Департамента по делам народов и
федеративным отношениям Республики Саха
(Якутия)
Цели и задачи Создание условий для устойчивого развития
Программы экономики в местах компактного проживания
коренных малочисленных народов Севера,
обеспечение повышения уровня их жизни
Сроки реализации 2003-2006 годы
Программы
Перечень основных Строительство жилья, общественных и
подпрограмм производственных объектов
Социальная политика
Подготовка и переподготовка кадров в местах
компактного проживания коренных
малочисленных народов Севера
Создание дополнительных рабочих мест
Исполнители Департамент по делам народов и федеративным
подпрограмм и отношениям РС(Я), Дирекция строящихся
основных мероприятий предприятий и целевых программ Департамента
по делам народов и федеративным отношениям
РС(Я), администрации улусов, предприятия,
научные организации, другие органы
исполнительной власти
Объемы и источники Всего по Программе на 2002-2006 годы -
финансирования 264,75 млн. рублей, в том числе: бюджет
Республики Саха (Якутия) - 168,6 млн.
рублей; бюджет Российской Федерации -
54,5 млн. рублей; другие источники
(средства частных лиц, предприятий и
местный бюджет) - 41,65 млн. рублей.
Из общей стоимости Программы составляют:
капитальные вложения - 249,65 млн. рублей;
прочие текущие расходы - 15,1 млн. рублей
Ожидаемые конечные Ввод мощностей: жилья - 6,7 тыс. кв. м,
результаты реализации школ - 440 уч. мест, детских садов - 190
Программы мест, ФАП и больницы - 7 койко-мест,
спортзалы - 0,9 тыс. кв. м, оленьи базы -
10 ед., цеха переработки мяса и рыбы - 3
ед. на 0,45 тн/смену, др. сельхозобъекты -
9 ед., создание новых рабочих мест - 116
мест, повышение уровня социального и
духовного развития коренных малочисленных
народов Севера
Контроль за Министерство экономического развития
исполнением Программы Республики Саха (Якутия), Правительство
Республики Саха (Якутия)
Целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2006 года" (далее по тексту - Программа) устанавливает основные направления развития населения в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) на перспективу до 2006 года.
При разработке заданий Программы учтены предложения администраций 20 улусов республики, в которых проживают малочисленные народы Севера, заявки на строительство и реализацию инвестиционных проектов, поданные кочевыми родовыми общинами и предприятиями, осуществляющими свою деятельность в поселениях малочисленных народов Севера, опыт реализации на территории республики федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года".
Ежегодный состав программных мероприятий и объемы финансирования будут зависеть от изменений в социально - экономическом развитии Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). В целях оперативного учета происходящих перемен Программа устанавливает основные направления развития до 2006 года, а детальную разработку мероприятий предполагает на срок на 1 год с согласованием ежегодных заданий и планируемых объемов финансирования с заинтересованными министерствами и ведомствами.
На территории Республики Саха (Якутия) проживает 30 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера. Эти народы в основном компактно проживают в 81 населенном пункте 20 улусов (районов) республики. Наибольшее количество поселений (48 сел) расположено в 12 арктических улусах (см. приложение N 1).
В силу историко-географических условий, специфичности традиционных отраслей хозяйствования коренные жители Севера оказались менее приспособленными к существованию в период становления рыночных отношений.
Современная демографическая ситуация в улусах, где проживают коренные малочисленные народы Севера, характеризуется снижением численности населения. Основными причинами снижения численности населения являются сворачивание политики государственной поддержки промышленного освоения Севера и распад СССР, что привело к массовой миграции населения за пределы республики. По данным Госкомитета по статистике Республики Саха (Якутия) наибольшая интенсивность миграции наблюдалась из арктических улусов: Усть-Янского, Верхоянского, Булунского, Нижнеколымского. Только в Усть-Янском улусе число выбывших за 1994-97 годы составило 8,5 тыс. человек (Статистический сборник N 71/4399).
Миграция специалистов и снижение общей численности населения в улусах обуславливают закрытие школ, учреждений здравоохранения, культуры, ставят под угрозу бесперебойное тепло- и энергообеспечение поселений, что усугубляет социальные проблемы коренного населения. Средняя продолжительность жизни представителей малочисленных народов Севера короче, чем в республике, на 18 лет (Статистический сборник N 171/4071).
На рынке труда в поселениях малочисленных народов Севера сохраняются основные тенденции, сложившиеся по всей республике: снижается уровень занятости на фоне роста общей и официальной безработицы. Наиболее тяжелое положение у коренных жителей в арктических улусах, где уровень официальной безработицы составляет 3,17% против среднестатистических показателей 1,1% по Республике Саха (Якутия). Размер среднемесячной заработной платы по арктическим улусам составляет 62% от среднереспубликанских значений. Объем производственных потребительских товаров в арктических населенных пунктах компактного проживания малых народных народностей составляет 71,1 млн. рублей против 3 млрд. рублей по Республике Саха (Якутия), денежный доход - 1491 рубль против 5608 рублей по республике (Статистический сборник N 240/5653).
Традиционно коренные малочисленные народы Севера занимаются оленеводством. Однако кризисные явления в экономике непосредственно влияют на состояние дел в этой отрасли. В целом в республике, по данным учета на 1 января 2002 года, по сравнению с 1 января 1990 года поголовье оленей снизилось на 37% (Статистический сборник N 240/5653).
Экономика малочисленных народов Севера продолжает погружаться в депрессивное состояние, а уровень жизни этих народов существенно ниже среднереспубликанских показателей.
С 1991 года на территории республики поэтапно действует федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера". За годы действия этой программы введено в строй 34,84 тыс. кв. метров жилья, построено 145 единиц общественных и производственных зданий, выделено финансовых средств 123,82 млн. рублей. Несмотря на определенные позитивные результаты, не удалось создать в местах компактного проживания производственный потенциал и социальную инфраструктуру, на основе которых малочисленные народы Севера должны были перейти к устойчивому развитию.