Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 24 октября 2002 года N 595

     

О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ненецкого автономного округа

(с изменениями на 12 мая 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2009 года на основании
постановления Администрации Ненецкого автономного
округа от 18 февраля 2009 года N 29-п
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 12 мая 2004 года N 232 (Наръяна Вындер, 20.05.04).

____________________________________________________________________



Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" от 21.08.2000 N 613 и "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" от 15.04.2002 года N 240 и в целях защиты населения и окружающей природной среды от вредного воздействия аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

постановляю:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила по организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ненецкого автономного округа;

Требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ненецкого автономного округа.

2. Комитету по комплексному использованию природных ресурсов Ненецкого автономного округа, Управлению по делам ГО и ЧС Ненецкого автономного округа с привлечением специалистов Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Ненецкому автономному округу, Управления сельского хозяйства Ненецкого автономного округа, Ненецкой специализированной морской инспекции, Нарьян-Марского отдела Управления Печорского округа Федерального горного и промышленного надзора России в срок до 1 марта 2003 года организовать работу по созданию Реестра загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий и водных объектов Ненецкого автономного округа.

3. Управлению по делам ГО и ЧС Ненецкого автономного округа совместно с Комитетом по комплексному использованию природных ресурсов, Нарьян-Марским отделом Управления Печорского округа Федерального горного и промышленного надзора России в срок до 1 января 2003 года определить перечень организаций и предприятий, эксплуатирующих потенциально опасные объекты нефтяной отрасли, которые должны разрабатывать План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

4. Организациям, осуществляющим добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов на территории Ненецкого автономного округа, в срок до 1 февраля 2003 года обеспечить корректировку и согласование ранее утвержденных Планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с "Требованиями к разработке -планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ненецкого автономного округа".

Организациям, осуществляющим разведку месторождений на территории Ненецкого автономного округа, в срок до 1 февраля 2003 года обеспечить разработку, согласование и утверждение Планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с "Требованиями к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ненецкого автономного округа".

5. Контроль за исполнением постановления возложить на председателя Комиссии по чрезвычайным ситуациям Ненецкого автономного округа.

УТВЕРЖДЕНЫ
     Постановлением Администрации
     Ненецкого автономного округа
     от 24 октября 2002 года N 595



ПРАВИЛА
по организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ненецкого автономного округа

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, устанавливают требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуются мероприятия), направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду. Организация мероприятий производится органами исполнительной власти Ненецкого автономного округа, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов (далее именуются организации).

2. В организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуется - план), разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ненецкого автономного округа.

Перечень опасных производственных объектов определяется Управлением по делам ГО и ЧС Ненецкого автономного округа совместно с Комитетом по комплексному использованию природных ресурсов Администрации Ненецкого автономного округа, Нарьян-Марским отделом Управления Печорского округа Федерального горного и промышленного надзора России.

3. Организации обязаны:

создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке.

немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации;

иметь резервы финансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

обучать работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов;

содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий;

принимать меры по охране жизни и здоровья работников в случае разлива нефти и нефтепродуктов;

разрабатывать декларацию промышленной безопасности опасных производственных объектов;

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;

проводить корректировку планов при изменении исходных данных;

допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

иметь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;

создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения.

4. С целью определения необходимого состава сил и специальных технических средств на проведение мероприятий организациями осуществляется прогнозирование последствий разливов нефти и нефтепродуктов и обусловленных ими вторичных чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование осуществляется относительно последствий максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки риска с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий.

Целью прогнозирования является определение:

возможных масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, степени их негативного влияния на население и объекты его жизнеобеспечения, на объекты производственной и социальной сферы, а также на объекты окружающей природной среды;

границ районов повышенной опасности возможных разливов нефти и нефтепродуктов;

последовательности, сроков и наиболее эффективных способов выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

5. Планирование действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и доведению остаточного содержания углеводородов в окружающей природной среде до допустимого уровня, отвечающего соответствующим природно-климатическим и иным особенностям территорий, целевому назначению и виду использования земель, водных объектов, участков лесного фонда, иных природных объектов, осуществляется на основе результатов прогнозирования последствий максимально возможного разлива нефти и нефтепродуктов, данных о составе имеющихся на объекте сил и специальных технических средств, а также данных о профессиональных аварийно-спасательных формированиях (службах), привлекаемых для ликвидации разливов.

Целью планирования действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является определение необходимого состава сил и специальных технических средств для локализации разливов в сроки, указанные в пункте 6 настоящих Правил, а также для организации последующих работ по их ликвидации.

6. При поступлении сообщения о разливе нефти и нефтепродуктов время локализации разлива не должно прбевышать 4 часов - при разливе на водную поверхность, 6 часов - при разливе на почве с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о разливе.

Руководство работами по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется комиссиями по чрезвычайным ситуациям. Эти работы проводятся круглосуточно в любую погоду. Смена состава формирований (подразделений), создаваемых организациями, проводится непосредственно на рабочих местах.

Для уточнения масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, сложившейся обстановки и прогнозирования ее развития создаются оперативные группы специалистов соответствующего профиля.

7. Мероприятия считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов:

прекращение сброса нефти и нефтепродуктов;

сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств;

размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.

Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы, и требованиями Регламентов приемки нарушенных и загрязненных нефтью и нефтепродуктами земель и водных объектов после проведения восстановительных работ.

Указанные работы могут считаться завершенными при достижении допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, донных отложениях водных объектов, при котором:

Исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные территории;

Допускается использование земельных участков по их основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов в процессе самовосстановления почвы (без проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий);

Обеспечивается возможность целевого использования водных объектов без введения ограничений.

8. При обнаружении загрязнения нефтью и нефтепродуктами объектов окружающей природной среды, произошедшего в результате хозяйственной деятельности прошлых лет, специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды проводит расследование причин загрязнения.

Организации, на территории которых находятся источники такого загрязнения, должны организовать контроль и наблюдение за загрязненным объектом окружающей природной среды и его возможным влиянием на объекты жизнеобеспечения населения, а также осуществить необходимые мероприятия.

Работы по ликвидации загрязнения нефтью и нефтепродуктами объектов окружающей природной среды, произошедшего в результате хозяйственной деятельности прошлых лет, осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель, восстановления объектов окружающей природной среды, имеющими положительное заключение государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Сбор и обмен информацией о разливах нефти и нефтепродуктов, а также своевременное оповещение населения о связанных с ними чрезвычайных ситуациях осуществляются в соответствии с Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 года N 334 и постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 5 февраля 1998 года N 68 "Об утверждении инструкции о порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций".

10. Отчет о завершении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также предложения по реабилитации территорий других загрязненных объектов подготавливаются комиссиями по чрезвычайным ситуациям организаций - загрязнителей, с участием, при необходимости, органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа: Управления по делам ГО и ЧС Ненецкого автономного округа, Комитета по комплексному использованию природных ресурсов, Управления здравоохранения, Управления сельского хозяйства, а также по согласованию Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды по Ненецкому автономному округу, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Ненецкому автономному округу, Инспекции рыбоохраны.

Отчет и предложения представляются в указанные федеральные органы исполнительной власти, а также в органы исполнительной власти Ненецкого автономного округа.

УТВЕРЖДЕНЫ
     Постановлением Администрации
     Ненецкого автономного округа
     от 24 октября 2002 года N 595

         

ТРЕБОВАНИЯ
к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ненецкого автономного округа

(с изменениями на 12 мая 2004 года)

1. Настоящие Требования определяют принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, (далее именуются - планы), а также организацию взаимодействия сил и средств, привлекаемых для их ликвидации.

2. Планы разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов:

стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов в - 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения;

нефтеналивная баржа - 50 процентов ее общей грузоподъемности;

нефтеналивное судно - 2 танка;

автоцистерна - 100 процентов объема;

трубопровод при порыве - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объема нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода;

трубопровод при проколе - 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней.

3. Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»