Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития республики является эффективное использование земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества и граждан. Однако достижению указанной цели мешает ряд нерешенных проблем в области реформирования земельных и имущественных отношений.
Возможность на практике внедрять эффективные экономические механизмы в сфере управления недвижимостью ограничена отсутствием систематизированных и достоверных сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, современных автоматизированных систем и информационных технологий их учета и оценки.
В Республике Алтай недостаточными темпами проводятся работы по изучению земель, определению их достоверных количественных и качественных показателей. Так из 241 населенного пункта инвентаризация земель проведена только по 4 районным центрам (с.Шебалино, с.Чемал, с.Усть-Кан, с.Усть-Кокса). В г.Горно-Алтайске и с.Майма инвентаризация земельных участков проводится только в случаях оборота земельных участков. Доброкачественного крупномасштабного планового материала на земли населенных пунктов нет, за исключением вышеупомянутых райцентров и г.Горно-Алтайска. На землях других категорий (сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, промышленности, транспорта, связи, особоохраняемых территорий и др.) инвентаризация земель и их межевание вообще не проводились, на эти земли нет доброкачественного планово-картографического материала. Юридически не оформлены границы республики, муниципальных образований и населенных пунктов, в связи с чем на местности они не установлены. Таким образом, основной задачей по созданию государственного земельного кадастра в республике является проведение работ по получению достоверных сведений о земельных участках - создание и обновление планово-картографической основы, инвентаризация и межевание земель, обследование и оценка земель, установление границ республики, муниципальных образований.
Вопросы автоматизации ведения государственного земельного кадастра требуют дальнейшего своего развития и совершенствования. Органы кадастрового учета требуют дополнительного оснащения техническими средствами. Так компьютерная техника имеется только в 6 подразделениях Земельной кадастровой палаты из 11. Оставляют желать лучшего технологии и специальные программные средства реализации процедур кадастрового учета, совершенно не налажено информационное взаимодействие с органами управления и распоряжения недвижимостью, технической инвентаризации, оценки, налогообложения, государственной регистрации прав и др.
Решение этих проблем даст возможность реализовать конституционные нормы и гарантии права собственности на землю и иную недвижимость, активизировать вовлечение земли и иной недвижимости в гражданский оборот, создать основу для сохранения природных свойств и качеств земель в процессе их использования, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения в части недвижимого имущества, а также совершенствовать систему управления недвижимостью, находящейся в государственной и муниципальной собственности.
Необходимость решения указанных проблем программно-целевыми методами обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения разнородных мероприятий правового, организационного, производственного, научно-исследовательского, опытно-конструкторского, технического, технологического и образовательного характера.
Масштабность и ресурсоемкость решаемых в рамках Программы задач, особенно связанных с осуществлением разграничения государственной собственности на землю, инвентаризацией земель, межеванием и их кадастровой оценкой, требуют четкой межведомственной координации и управления, согласованного по времени и объемам привлечения средств из бюджетов всех уровней. С этой целью в Программе выделена подпрограмма \"Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений\", направленная на разграничение государственной собственности на землю и создание автоматизированных систем управления недвижимостью на уровне республики и муниципальных образований на основе использования современных информационных технологий, обеспечивающих эффективное управление земельными и имущественными отношениями.