Недействующий

О республиканской целевой программе "Развитие туризма в Республике Алтай в 2002 - 2006 годах"

3. Концепция развития туризма в Республике Алтай


Нынешнее состояние индустрии туризма в Республике Алтай требует не только включение республики в региональный, федеральный и мировой туристские рынки, для чего необходимы материальные, трудовые и финансовые ресурсы, Республика Алтай должна иметь четкие представления о принципах деловой стратегии.

Республика Алтай имеет значительные возможности для активного продвижения на туристский рынок с целью привлечения российских и иностранных туристов, обладает большим потенциалом для развития многих видов туризма. Это:

- природные ресурсы и горно-климатические условия,

- географическое положение Алтая,

- уникальность и самобытность региона,

- наличие множества историко-культурных, природных и археологических памятников.

В последние годы в Республике Алтай наблюдается устойчивый рост количества туристов.

Наиболее популярными видами туризма в Горном Алтае остается водный и конный туризм, радиальные маршруты с наполнением экскурсионным содержанием, пешеходные маршруты, особенно для учащейся молодежи, спелеотуризм. В настоящее время происходит популяризация таких видов туристского досуга как парапланеризм, парусный отдых, джип-туры, маршруты для охотников и рыболовов. Особенное значение имеет появление археологических и этнографических туров. Расширяется сеть "зеленых домов" - сельского туризма.

В целом, исходя из природных условий, в республике можно организовать более 30 видов туристско-экскурсионной деятельности.

Все эти факторы являются наглядным подтверждением развития туризма в Республике Алтай как одной из наиболее доходных отраслей экономики республики.

В развитии туристского бизнеса в Горном Алтае необходимо выделить три аспекта:

1. Повышение экономической активности.

2. Увеличение занятости населения.

3. Сохранение окружающей среды.

Здесь представляется обоснованной позиция широкого подхода к факторам устойчивого развития общества, т.к. невозможно достичь "экологически устойчивого развития", пренебрегая удовлетворением социальных потребностей в обществе и сохраняя затратную и ресурсорасточительную экономику. Устойчивое развитие общества может быть только целостным и комплексным. Экономическая и социальная составляющие должны быть взаимосвязаны с экологической.

В основе этого положения лежит принцип эффективности, требующий достижения максимального экономического эффекта от использования каждой единицы природных ресурсов (экологическая эффективность) и наивысшей пользы для представителей каждого вида экономической деятельности (эффективность политики благосостояния).

В туризме загрязнение окружающей среды в местах, предназначенных для отдыха, означает утрату важнейших положительных качеств туристского продукта и, соответственно, снижения его конкурентоспособности. А при условии значительного превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ, - невозможность его дальнейшего использования в туристских целях.

В настоящее время высокий уровень интереса к состоянию окружающей среды становится одним из главных факторов в привлечении туристов. Регионы, не обеспечивающие безопасность и охрану здоровья туристов, не получат возможности развивать рынок туристских услуг. Здесь эффективным фактором является развитие экологического туризма и экологическое просвещение в туризме, включающее:

1. Информационный аспект (получение знаний о природе и культуре территории, экологических закономерностях и т.д.).

2. Этический аспект (формирование экологического менталитета - уважения и понимания природы традиционных культур, осознание необходимости их сохранения).

Предложение туристских услуг Республики Алтай базируется на уникальной красоте и разнообразии природы, на системе природоохранных территорий и объектов, которые занимают более 22% площади республики. Это открывает большие возможности для развития экологического туризма, на который имеется постоянно возрастающий спрос в России и за рубежом. По данным Всемирной Туристской Организации экотуризм имеет ежегодный прирост от 10,5 до 30%. Ежегодный прирост туризма в целом составляет 4 %.

Элитарный туризм ориентируется на комфортабельные рекреационные объекты. За счет тщательно разработанного плана и координации усилий во всех сферах. Республика Алтай может выйти на сильные позиции в рынок туризма без крупных инвестиций. Этому способствует также сельский туризм, уверенно заявивший о себе в последние годы.

Анализ материальной базы туризма Республики Алтай показывает, что большинство существующих учреждений отличаются крайне низкой комфортабельностью, простотой обслуживания.

Индустрия длительного отдыха, ориентированная на оздоровительный, познавательный и спортивный туризм, должна развиваться в Республике Алтай на следующих принципах:

- сохранение природных ландшафтов,

- планирование и эксплуатация трасс туристских маршрутов с условием установления квот на пользование природными ресурсами,

- строительство подъемников и горнолыжных трасс, и создание поддерживающей их инфраструктуры отдыха и развлечений,

- возведение туристских комплексов и комфортабельных рекреационных деревень,