Культура села представляет собой тот исходный или базовый уровень, с которого начинается российская культура вообще. Это ее фундамент, не только поддерживающий, но и питающий идеями более высокий, т.е. профессиональный культурный слой. Особенно явственно это прослеживается в сибирских регионах, в частности, в Республике Алтай с ее богатейшим пластом многонациональной традиционной культуры.
Иными словами, именно культура села придает наиболее яркий колорит социальной сфере Алтая, определяя собой предпочтения местного населения и привлекая внимание как российской, так и мировой общественности. Наиболее значимым примером здесь может служить построенный на многовековых традициях республиканский праздник Эл Ойын, посещаемый сотнями людей из других регионов России и из-за рубежа. Именно в селе проживают сказители снискавшего мировую известность алтайского эпоса, здесь же продолжается живая традиция такого уникального явления, как алтайский край. Именно в селе смогла сохраниться самобытная культура алтайских старообрядцев.
В начале перестроечного периода встал вопрос о возрождении, казалось бы, во многом утраченной в течение ХХ в. традиционной культуры. Характерно то, что истоки процесса возрождения в большей мере проявились среди сельского населения, сохранившего прошлые традиции в своей межпоколенной памяти. На сегодняшний день в этом направлении встает уже иная задача - придать культуре села характер устойчивого развития, т.е. стабильного функционирования и совершенствования устоявшихся веками культурных явлений.
Основными сдерживающими началами здесь видятся слабая экономическая база села, малочисленность, а зачастую и отсутствие профессионально подготовленных кадров, информационный вакуум. Вносит трудности в это дело и неадаптированность сельского населения к реформам последних лет, существенно изменившим содержание вертикальных государственных взаимосвязей.
В общем, культура села сегодня находится в весьма затруднительном положении и без помощи со стороны государства ей не обойтись. Отсюда, цель настоящей программы заключается в разработке новой модели взаимодействия вертикали, т.е. республиканского и муниципального уровней в сфере культуры в связи со сложением обновленной системы государственных взаимосвязей.
Естественно, такие взаимосвязи не должны означать возврата к прошлому с его командным управлением сверху вниз, сопровождавшимся материально-техническим снабжением в основном сельской клубной системы. Принцип взаимодействия республиканского и муниципального уровней в наши дни необходимо построить на обновленной основе, т.е. в форме равноправного партнерства, причем не только в разовом, но, по преимуществу, в постоянно действующем режиме.
Исходя из обозначенных выше сдерживающих начал, сотрудничество вертикали видится в следующих приоритетных направлениях:
- информационно-аналитическое обеспечение деятельности;
- подготовка профессиональных кадров;
- долевое финансирование крупных совместных мероприятий республиканского значения.
Соответственно перечисленным направлениям и построены основные разделы программы. В них же дается содержание каждого отдельно взятого приоритетного направления.