{В редакции:
Постановление Правительства Республики Алтай от 28.01.2003 N 17; НГР:ru02000200300009}
05.06.2002 г. Государственным Собранием Эл Курултай Республики Алтай приняты Законы Республики Алтай "Об инвестиционной деятельности в Республике Алтай" за N 5-31 и "О налоговых льготах, представляемых социальным инвесторам Республики Алтай" за N 5-33.
В силу Закона РА "Об инвестиционной деятельности в Республике Алтай" и Положения "О Комитете по инвестиционной политике Республики Алтай", утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 29.07.2002 N 202 сформирован уполномоченный орган Республики Алтай в области инвестиционной политики - Комитет по инвестиционной политике Республики Алтай.
В соответствии с указанными выше Законами Комитет по инвестиционной политике проводит работу по привлечению инвестиций в экономику Республики Алтай. Инвесторы, осуществляющие вложение средств в утвержденную Правительством РА Инвестиционную программу в социальной сфере Республики Алтай включаются в Реестр социальных инвесторов Республики Алтай. В момент включения в Реестр социальных инвесторов социальный инвестор приобретает право на получение налоговых льгот, регламентированных Законом РА "О налоговых льготах, предоставляемых социальным инвесторам Республики Алтай" N 5-33 от 05.06.2002.
Одновременно с включением в Реестр социальных инвесторов, инвестор заключает Инвестиционный договор с Комитетом по инвестиционной политике Республики Алтай, где указывается, что объектом инвестиций является инвестиционная программа в социальной сфере Республики Алтай. В договоре указаны реквизиты для перечисления средств: общедоходный счет Республики Алтай в Управлении федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Алтай. Конкретизирован срок действия договора - 7 лет. Указание срока действия договора и ссылка на инвестиционную программу, как объект инвестиций, позволяет отодвинуть сроки окупаемости инвестиционного проекта (сроки реализации), так как инвестиционная программа утверждается ежегодно и в нее входит пакет крупных инвестиционных проектов с длительным сроком реализации и окупаемости.
Инвестиционная программа в социальной сфере Республики Алтай - ежегодный план вложений в объекты капитального строительства социальной сферы Республики Алтай. Механизм вложений регулируется постановлением Правительства Республики Алтай "Об утверждении Положения "О Механизме зачисления и использования средств, поступающих от социальных инвесторов Республики Алтай" от 22.08.2002 N 232. Средства инвесторов, аккумулируются в бюджете Республики Алтай и расходуются строго по целевому назначению.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3, статьи 8 Закона Республики Алтай "Об инвестиционной деятельности в Республике Алтай" от 05.06.2002 N 5-31 Правительство Республики Алтай определяет порядок финансирования инвестиционных проектов, включенных в региональную инвестиционную программу (инвестиционная программа в социальной сфере Республики Алтай). Расходы на финансирование программы предусматриваются в республиканском бюджете. Доходы формируются за счет средств социальных инвесторов.
Если финансирование проводится за счет средств республиканского бюджета, в силу федерального законодательства, то контроль за использованием средств, осуществляет Управление федерального казначейства МФ РФ по Республике Алтай.
В силу Положения "О Комитете по инвестиционной политике Республики Алтай", утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 29.07.2002 N 202 Комитету по инвестиционной политике Республики Алтай Правительством Республики Алтай делегированы полномочия выступать заказчиком при реализации инвестиционной программы в социальной сфере Республики Алтай.
В п. 3 ст. 3 Закона РА "Об инвестиционной деятельности в Республике Алтай" конкретизировано понятие "заказчик" и прямо указывается, что "заказчиками могут быть, в пределах своей компетенции, органы государственной власти и местного самоуправления, действующие на правах юридического лица". Данное уточнение является правомерным, отражает нормы действующего законодательства. Возможность публичного органа быть заказчиком вытекает из:
- положений п.п. 3,4 и подпункта "б" статьи 2 Закона РСФСР от 26 июня 1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", пунктов 2,3, 6 статьи 4 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", в соответствии с которыми публичные органы могут быть инвесторами, а инвестор может быть одновременно и заказчиком;
- положений статей 124 и 125 ГК РФ, в соответствии с которыми публичные органы могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности в рамках их компетенции. При этом публичные органы действуют от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Деятельность публичных органов, участвующих в инвестиционном процессе, не отвечает признакам предпринимательской деятельности, указанным в абзаце 3 п. 11 ст. 2 ГК РФ. Публичные органы при участии в инвестиционной деятельности хотя и осуществляют хозяйственную деятельность, однако:
- действуют не на свой риск, а от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
- действуют не в целях получения прибыли, а в общественных и государственных интересах, для пользы населения;
- не подлежат государственной регистрации в качестве субъектов хозяйственной деятельности.
Возможность участия органов государственной власти в хозяйственном обороте предусматривается различными законами. Например, преамбулой и абзацем 5 ст. 2 Федерального закона от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти выступает государственным заказчиком и организатором конкурса, то есть выполняет точно такие же функции, как и орган исполнительной власти Республики Алтай в области инвестиционной политики (заказчик при реализации инвестиционной программы в социальной сфере Республики Алтай и организатор открытых конкурсов на поставку товаров при реализации инвестиционной программы - пункт 5 статьи 13 и абзац 2 п. 2 ст. 14 Закона об инвестициях).
Таким образом, положения пункта 3 статьи 3, пункта 5 статьи 13, пункта 2 статьи 14, абзаца второго пункта 1 и подпунктов 7-9 пункта 2 статьи 29 Закона об инвестициях, предусматривающие участие государственных и муниципальных органов в инвестиционной деятельности, соответствуют Гражданскому кодексу РФ и другим федеральным законам.
Нормы Закона об инвестициях, которые предусматривают, что именно только государственный орган (уполномоченный орган исполнительной власти Республики Алтай в области инвестиционной политики) выступает заказчиком при реализации инвестиционной программы в социальной сфере Республики Алтай, является организатором открытых конкурсов на поставку товаров при реализации инвестиционной программы, ведет реестр инвесторов, выдает и аннулирует свидетельства, формирует расходы отдельных разделов и подразделов республиканского бюджета Республики Алтай, являются единственно правильными в контексте норм федерального законодательства.
Механизм движения средств
Социальные инвесторы заключают инвестиционный договор с Комитетом по инвестиционной политике, где указан объект инвестиций: инвестиционная программа Республики Алтай. Средства зачисляются на счет Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Алтай (УФК). Комитет совместно с Минэкономразвития и Минпром-строем формирует инвестиционную программу и утверждает на заседании Правительства, после утверждения, ежемесячно формируют реестр по финансированию объектов капитального строительства в социальной сфере.
Комитет, выступая в роли заказчика, заключает с министерствами и ведомствами РА, администрациями районов и города договора как с заказчиками-застройщиками. Последние в свою очередь проводят тендер для определения подрядчика на проведение подрядных работ по объектам, находящихся в ведении заказчика-застройщика и вошедших в инвестиционную программу. Далее проводят работу по контролю за ходом работ, целевом использовании средств.
На основании реестров финансирования Минфин РА выдает распоряжение на финансирование объектов УФК. УФК на основании "Порядка расчета за выполненные строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы при хозяйственном способе производства работ" от 28.08.2000 N 02-05/1082, утвержденного руководителем УФК МФ РФ по РА производит финансирование работ подрядчику.
По исполнении работ подрядчик представляет акты выполненных работ заказчику-застройщику. Заказчик-застройщик представляет сведения в Комитет. Комитет представляет сведения о целевом использовании средств социальному инвестору. Приложение: графическая схема движения средств.
Перечень основных мероприятий
1. Реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий.
2. Строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов капитального строительства в социальной сфере.