Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. От уровня информационно-технологического развития и его темпов зависят состояние экономики, качество жизни людей, национальная безопасность.
Уровень развития современных технологий в стране зависит, в первую очередь, от интеллектуального потенциала общества и, следовательно, от уровня развития образования в стране. Вопросы качества и содержания образования приобретают приоритетное значение. Наиболее сложным и важным звеном здесь является общеобразовательная школа. Во всех развитых странах и во многих развивающихся странах идут интенсивные процессы информатизации образования. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных технологий.
В мире все более полно проявляются тенденции широкого использования в образовании дистанционного обучения как важнейшей компоненты складывающейся системы открытого образования.
На этом фоне состояние информатизации школ Республики Алтай можно расценить как неудовлетворительное.
Общеобразовательная школа
Большую часть компьютерного парка в школах составляют установленные в 1985 -1992 годах компьютеры первого поколения (Агат, БК, Ямаха, Корвет и УКНЦ), которые по существу в настоящее время не пригодны к эксплуатации. В большинстве случаев нет даже возможности ввести типовую операционную среду Windows 95/98, которая используется подавляющим числом пользователей персональных компьютеров в России. В последние 7-8 лет централизованные поставки компьютерного оборудования в школу практически не осуществлялись. Определенная работа велась на местах, но это были лишь разрозненные усилия, которые носили частный характер и не могли существенно повлиять на реальное положение дел в школах республики.
Анализ программного обеспечения компьютерных классов образовательных учреждений общего образования выявил, что в основном лицензионное программное обеспечение учебного назначения имеется только в классах, оснащенных устаревшими средствами вычислительной техники. Это, как правило, системное программное обеспечение, пакеты программ по поддержке курса информатики, текстовые редакторы. Компьютерные классы на основе IBM-совместимых компьютеров оснащены в основном нелицензионными программными продуктами.
Только 6,34% образовательных учреждений имеют в своем распоряжении средства сетевого взаимодействия, и только 0,5% образовательных учреждений имеют выход в глобальную сеть.
Разработка образовательных ресурсов идет крайне медленно.
На сегодняшний день менее 10% школ имеют в штате специалиста в области информатики, а на одного специалиста (которым чаще всего является учитель информатики) приходится более 2000 учащихся.
Как показывает практика, использование информационных технологий и сети Интернет в общеобразовательных школах пока еще ограничено и очень слабо связано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение школьников находится в зародышевом состоянии.
Широкому распространению Интернет-технологий в общеобразовательной школе мешает устаревшая и слабая материальная база информатизации образования, отсутствие в русскоязычном Интернете учебной информации, встраиваемой в учебный процесс традиционной школы, неподготовленность учителей к использованию информационных технологий. Использование Интернет в учебном процессе требует создания новых электронных учебных материалов, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности и переподготовки учительских кадров. Информационные технологии и Интернет должны появиться в школе не сами по себе, а как технические средства решения основных ее задач в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества.
Особое положение в процессе построения единой образовательной информационной среды занимает сельская школа. В систему образования Республики Алтай входят 189 сельских школ основного общего образования. Имеется 62 начальных малокомплектных школы. В сельских школах обучается примерно две трети школьников республики.
В сельской школе остро не хватает учебной и методической литературы, наглядных, демонстрационных пособий и лабораторного оборудования. Отсутствие во многих селах телефонной связи не дает возможности обеспечения школ обычной электронной почтой - как наиболее распространенного и простого телекоммуникационного средства. Определенный прогресс в области оснащения сельских школ компьютерами был достигнут в ходе реализации программы компьютеризации сельских школ, проводимой в 2001 г. Однако число поставляемых компьютеров в отдельную школу минимально и данную вычислительную технику можно рассматривать как некоторый задел для дальнейшего наращивания компьютерного парка.
Описанное состояние оснащенности сельских школ приводит к определенной информационной изолированности сельских школьников, создает неравные условия для получения качественного образования.
Профессиональная школа
Новые информационные технологии предъявляют повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации инженерно-педагогических и руководящих работников профессиональных учебных заведений. Прогресс в данном направлении в значительной степени определяется уровнем информационной подготовленности преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин, мастеров производственного обучения. Однако в настоящее время лишь около 25% из них имеют начальный (ознакомительный) уровень подготовки в области информатики.
В настоящее время единственный государственный вуз Республики Алтай, Горно-Алтайский государственный университет, имеет низкоскоростной и ненадежный доступ в глобальные вычислительные сети. При этом уровень информатизации учебной и научной деятельности там пока недостаточен. В связи с этим к основным задачам, которые необходимо решить в этом направлении, относятся: создание учебных программ и электронных библиотек, развитие дистанционного обучения, модернизация и развитие существующей сетевой инфраструктуры и увеличение пропускной способности используемых каналов связи. Для высших учебных заведений необходимо постоянный надежный высокоскоростной выход в Интернет с пропускной способностью 256Кбит/с - 2Мбит/с. В этом случае вуз может стать важным источником информационных и телекоммуникационных услуг для учреждений среднего общего и профессионального образования Республики Алтай.
Состояние сферы образования Республики Алтай и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий, создания в республике единой образовательной информационной среды. Информатизация предполагает сущностное изменение содержания, методов и организационных форм образования. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает возможности повышения качества образования.
Необходимость разработки и принятия республиканской программы развития единой образовательной информационной среды обусловлена коренными изменениями в государственной политике Российской Федерации в области образования, принятием Федеральной программы развития образования и Национальной доктрины образования, развитием работ по информатизации образования в мире.