Реализация Программы основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Федеральных Законов от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 30.12.95 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", от 21.07.97 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Республики Алтай.
Интенсивное расширение числа источников потенциальной опасности, высокие вероятности их реализации в авариях и катастрофах, сложные погодные условия, значительные масштабы потерь приводят к необходимости поиска эффективных мер и средств обеспечения безопасности населения, природной среды и промышленных объектов. С этой целью в Российской Федерации ведутся работы по созданию научной, информационно-правовой и материально-технической базы обеспечения безопасности. В последнее время акценты ее формирования переносятся на региональный уровень, который рассматривается как важнейший элемент в системе обеспечения безопасности. Региональные концепции безопасности ориентированы на осведомленность и подготовленность населения к чрезвычайным ситуациям на местном уровне.
Многолетние исследования проблемы чрезвычайных ситуаций показали, что она не может быть решена чисто техническими мерами, поскольку полное исключение аварий и катастроф практически неосуществимо. Необходимы нормативно-правовые механизмы и социально-экономические критерии, определяющие границы допустимого уровня потерь и компенсаторные регуляторы.
В связи с этим схема решения проблем опирается на рациональную бюджетную поддержку и страховую защиту промышленных объектов и территорий, имеющих более высокие угрозы ущербов по сравнению с обычными объектами и районами.
Факторами усилия угрозы служат продолжающееся ухудшение экономического положения предприятий, моральный и физический износ оборудования, снижение уровня технической дисциплины и квалификации персонала, снижение качества сырья и полуфабрикатов. Имеет место непрофессиональный подход к определению мест размещения опасных объектов (АЗС, складских помещений) и реконструкции инженерно-технических сооружений, жилых и промышленных зданий.
Большая часть потенциально опасных объектов в Республике Алтай расположена в городе и районных центрах (склад предприятия "Взрывпром" в с. Усть-Сема, АЗС вблизи жилых массивов и учреждений). Существует вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) техногенного характера, сопровождаемых пожарами, взрывами, выбросами химически опасных веществ, возникновением аварий на транспорте и нарушением функционирования системы жизнеобеспечения.
По-прежнему регистрируется рост количества аварий, выхода из строя оборудования на котельных, водопроводных сетях, объектах энергоснабжения. Их причинами являются: физический износ оборудования, отсутствие достаточных финансовых средств на замену и своевременный ремонт технологического оборудования.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что в большинстве случаев собственники промышленных объектов и территории не могут в полной мере компенсировать указанные риски по причине острой недостаточности финансовых и материальных ресурсов. Резервы непредвиденных расходов на предприятиях практически отсутствуют. Механизмы страхования рисков используются очень слабо. В результате оказывается крайне высокой нагрузка на механизмы бюджетного возмещения ущерба.
Одним из значительных рисков является риск, связанный с космической деятельностью над территорией республики. Районы падения отделяющихся частей ракетоносителей захватывают территории 6 сельских районов (Онгудайский, Турочакский, Улаганский, Усть-Канский, Чемальский, Чойский) и занимают площадь 5351 кв. км. Кроме того, траектория запуска ракет с космодрома "Байконур" проходит и над территорией Шебалинского района.
Наиболее серьезным источником угрозы в республике являются чрезвычайные ситуации природного характера. В их число входят: засуха, град, лесные пожары, паводковые и ливневые наводнения, ураганные ветры, сильные морозы, саранча.
Суммарный ущерб, причиненный чрезвычайными ситуациями сельскому хозяйству Республики Алтай за последние четыре года, составил 179 млн. 571 тыс. 850 руб.:
1998 год- 35,7 млн. руб.
1999 год- 55,5 млн. руб.
2000 год- 1,8 млн. руб.
2001 год- 86,5 млн. руб.
Сумма страховых выплат по указанным ущербам составила 0 руб. 00 коп.
Принимая во внимание тот факт, что сельское хозяйство на данном этапе является приоритетной отраслью развития Республики Алтай, можно говорить о том, что сложилась острая необходимость создания республиканской системы компенсации экономического ущерба от ЧС природного и техногенного характера с целью снижения нагрузки на республиканский бюджет. В силу природно-географических и социально-экономических особенностей республики для создания указанной системы страховой защиты необходима разработка отдельной республиканской целевой программы.