____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 15.02.2013 N 28.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Действие настоящего постановления приостановлено с 1 января по 31 декабря 2005 года - Закон Республики Алтай от 29.12.2004 N 66-РЗ.
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Республики Алтай от 19.11.1998 N 7-30 "О защите населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", распоряжением Правительства Республики Алтай от 17.09.2001 N 672-р "О разработке программы страховой защиты населения и территорий Республики Алтай от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Республики Алтай
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу страховой защиты населения и территорий Республики Алтай от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуется - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Правительство Республики Алтай.
3. Министерству финансов Республики Алтай (Альпимов У.А.), Министерству экономического развития, торговли и предпринимательства (Чекурашев Г.Б.) и Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Алтай (Афанасьев А.П.) при разработке проектов республиканского бюджета на 2003 и последующие годы предусматривать в сметах расходов средства на финансирование Программы. Установить, что в ходе реализации Программы объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей республиканского бюджета.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Алтай предусматривать в бюджетах города и районов, дополнительные средства на финансирование мероприятий, предусмотренных данной Программой.
5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Тайтакова Н.М.
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
М.И. Лапшин
Введение
Паспорт Программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
2. Цели и задачи программы
3. Сроки выполнения программы
4. Система Программных мероприятий
5. Структура системы программных мероприятий по защите населения и территорий от ЧС
6. Ресурсное обеспечение Программы
7. Механизм реализации Программы
8. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации..
9. Оценка эффективности мероприятий...
10. Приложение N 1 к Программе страховой защиты населения и территорий Республики Алтай...
11. Приложение N 2 к Программе страховой защиты населения
Заключение
Программа страховой защиты населения и территории Республики Алтай от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного и техногенного характера разработана во исполнение Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Закона Республики Алтай от 19.11.1998 N 7-30 "О защите населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а так же Распоряжения Правительства Республики Алтай от 17.09.2001 N 672 "О разработке программы страховой защиты населения и территорий Республики Алтай от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Программа направлена на повышение безопасности населения и территорий Республики Алтай, создание необходимых ресурсов у хозяйствующих субъектов для предупреждения и ликвидации ЧС, образование внебюджетных источников финансирования предупредительных мероприятий, создание страховых гарантий возмещения ущерба от ЧС населению и хозяйствующим субъектам за счет увеличения количества договоров страхования.
В основу Программы положены Концепция Федеральной целевой программы "Снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года", методические рекомендации по разработке "Программы формирования страховой защиты населения и территорий от промышленных аварий, техногенных катастроф и стихийных бедствий", рекомендации общероссийского семинара в городе Екатеринбурге (16-18 марта 1999 года) "О формировании в субъектах Российской Федерации реестров потенциально опасных объектов и обеспечение страховой защиты от аварий, катастроф и стихийных бедствий".
В программе используются следующие термины:
Потенциально опасные объекты экономики- объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются или транспортируются радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.
Территориальные надзорные органы- органы, осуществляющие в соответствии со своими полномочиями надзор за потенциально опасными объектами экономики.
Наименование | Программа страховой защиты населения и территории Республики Алтай от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
Наименование, дата и номер решения о разработке Программы | Приказ МЧС России от 11.05.99 N 261 "О мероприятиях по совершенствованию и развитию в субъектах Российской Федерации страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций". |
Заказчик Программы | Правительство Республики Алтай |
Цель и основные задачи Программы | Целью Программы является создание системы страховой компенсации экономического ущерба от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций на территории Республики Алтай, повышение эффективности защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц республики. |
Сроки реализации Программы | Программа выполняется в два этапа: |
Основные программные мероприятия | Основными блоками программных мероприятий являются: |
Основные исполнители программы | Министерство по делам ГОЧС Республики Алтай, Управление по природным ресурсам Республики Алтай, территориальные надзорные органы ( по согласованию), Министерство сельского хозяйства Республики Алтай, Министерство экономического развития и предпринимательства Республики Алтай, страховые компании, заключившие соглашение о взаимодействии с Правительством Республики Алтай |
Источники и ожидаемые объемы финансирования Программы | Республиканский бюджет - 150 тыс. рублей, предполагается к выделению из местных бюджетов 60 тыс. рублей, предполагается к выделению из средств страховых компаний- до 10% от суммы страховых взносов, собранных в ходе реализации программы, прочие источники - 300 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты Программы | В результате реализации Программы предусматривается: |
Система контроля за исполнением | Текущее управление Программой осуществляет Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Алтай. |
Реализация Программы основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Федеральных Законов от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 30.12.95 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", от 21.07.97 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Республики Алтай.
Интенсивное расширение числа источников потенциальной опасности, высокие вероятности их реализации в авариях и катастрофах, сложные погодные условия, значительные масштабы потерь приводят к необходимости поиска эффективных мер и средств обеспечения безопасности населения, природной среды и промышленных объектов. С этой целью в Российской Федерации ведутся работы по созданию научной, информационно-правовой и материально-технической базы обеспечения безопасности. В последнее время акценты ее формирования переносятся на региональный уровень, который рассматривается как важнейший элемент в системе обеспечения безопасности. Региональные концепции безопасности ориентированы на осведомленность и подготовленность населения к чрезвычайным ситуациям на местном уровне.
Многолетние исследования проблемы чрезвычайных ситуаций показали, что она не может быть решена чисто техническими мерами, поскольку полное исключение аварий и катастроф практически неосуществимо. Необходимы нормативно-правовые механизмы и социально-экономические критерии, определяющие границы допустимого уровня потерь и компенсаторные регуляторы.
В связи с этим схема решения проблем опирается на рациональную бюджетную поддержку и страховую защиту промышленных объектов и территорий, имеющих более высокие угрозы ущербов по сравнению с обычными объектами и районами.
Факторами усилия угрозы служат продолжающееся ухудшение экономического положения предприятий, моральный и физический износ оборудования, снижение уровня технической дисциплины и квалификации персонала, снижение качества сырья и полуфабрикатов. Имеет место непрофессиональный подход к определению мест размещения опасных объектов (АЗС, складских помещений) и реконструкции инженерно-технических сооружений, жилых и промышленных зданий.
Большая часть потенциально опасных объектов в Республике Алтай расположена в городе и районных центрах (склад предприятия "Взрывпром" в с. Усть-Сема, АЗС вблизи жилых массивов и учреждений). Существует вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) техногенного характера, сопровождаемых пожарами, взрывами, выбросами химически опасных веществ, возникновением аварий на транспорте и нарушением функционирования системы жизнеобеспечения.
По-прежнему регистрируется рост количества аварий, выхода из строя оборудования на котельных, водопроводных сетях, объектах энергоснабжения. Их причинами являются: физический износ оборудования, отсутствие достаточных финансовых средств на замену и своевременный ремонт технологического оборудования.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что в большинстве случаев собственники промышленных объектов и территории не могут в полной мере компенсировать указанные риски по причине острой недостаточности финансовых и материальных ресурсов. Резервы непредвиденных расходов на предприятиях практически отсутствуют. Механизмы страхования рисков используются очень слабо. В результате оказывается крайне высокой нагрузка на механизмы бюджетного возмещения ущерба.
Одним из значительных рисков является риск, связанный с космической деятельностью над территорией республики. Районы падения отделяющихся частей ракетоносителей захватывают территории 6 сельских районов (Онгудайский, Турочакский, Улаганский, Усть-Канский, Чемальский, Чойский) и занимают площадь 5351 кв. км. Кроме того, траектория запуска ракет с космодрома "Байконур" проходит и над территорией Шебалинского района.
Наиболее серьезным источником угрозы в республике являются чрезвычайные ситуации природного характера. В их число входят: засуха, град, лесные пожары, паводковые и ливневые наводнения, ураганные ветры, сильные морозы, саранча.
Суммарный ущерб, причиненный чрезвычайными ситуациями сельскому хозяйству Республики Алтай за последние четыре года, составил 179 млн. 571 тыс. 850 руб.:
1998 год- 35,7 млн. руб.
1999 год- 55,5 млн. руб.
2000 год- 1,8 млн. руб.
2001 год- 86,5 млн. руб.
Сумма страховых выплат по указанным ущербам составила 0 руб. 00 коп.
Принимая во внимание тот факт, что сельское хозяйство на данном этапе является приоритетной отраслью развития Республики Алтай, можно говорить о том, что сложилась острая необходимость создания республиканской системы компенсации экономического ущерба от ЧС природного и техногенного характера с целью снижения нагрузки на республиканский бюджет. В силу природно-географических и социально-экономических особенностей республики для создания указанной системы страховой защиты необходима разработка отдельной республиканской целевой программы.
Главной целью Программы является создание условий для формирования нормативной и экономической базы страховой защиты населения и территорий Республики Алтай от техногенных и природных рисков при одновременном снижении бюджетных затрат на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. При этом достигается обеспечение за счет страхования полной или частичной компенсации потерь населению и территориям Республики Алтай, обусловленных техногенными и природными рисками.
Реализация Программы предполагает:
- создание компьютерных баз данных техногенных и природных рисков;
- формирование сводного реестра объектов республиканской и муниципальной собственности, требующих страховой защиты от природных и техногенных ЧС;
- анализ статистических данных по чрезвычайным ситуациям в республике и определение количественных оценок рисков эксплуатации промышленных объектов, гидротехнических сооружений, природных рисков;
- разработка мер правового и экономического регулирования страховой защиты населения и территорий от техногенных и природных рисков;
- обеспечение стабильности страхового рынка за счет защиты свободной конкуренции на страховом рынке и расширения сферы страховых услуг;
- выработку единых методических принципов организации страхования в рамках действующего законодательства и ведомственных нормативных актов.
Реализация Программы осуществляется в два этапа:
Первый этап (2002-2003 гг.) заключается в разработке организационных, правовых и экономических механизмов эффективности страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Цель этапа - определение путей и мер для организации эффективной страховой защиты от ЧС природного и техногенного характера в республике. В ходе реализации этапа будут разработаны и реализованы наиболее эффективные и быстрореализуемые мероприятия, обеспечивающие получение результатов в ближайшей перспективе. Предусматривается разработка нормативно-методических, организационных и экономических основ для дальнейшей практической реализации программных мероприятий в полном объеме.