Жилищная проблема в Республике Алтай является одной из наиболее острых социальных проблем. На улучшении жилищных условий состоит более 8 тыс. семей из числа зарегистрированных, при этом первые очередники поставлены на учет в 70-е годы. Чтобы обеспечить жильем только очередников, необходимо построить около 500 тысяч квадратных метров (при социальной норме предоставления жилых помещений в среднем 54 квадратных метра на семью).
Реальную потребность в улучшении жилищных условий испытывает гораздо большее количество семей. Объемы жилищного строительства в республике не обеспечивают сложившуюся потребность.
Основной причиной, сдерживающей рост объемов ввода в эксплуатацию жилья являются:
- ограниченные возможности финансирования жилищного строительства из государственных и муниципальных бюджетов;
- недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок для большинства граждан и юридических лиц;
- недостаток площадок, обустроенных инженерными коммуникациями;
-несовершенство существующей системы градорегилирования и землепользования, которая не стимулирует привлечение частных инвестиций в жилищное строительство.
В связи с этим продолжительность ожидания своей очереди на получение жилья составляет для граждан 15 - 20 лет, а в отдельных случаях 30-40 лет.
Сохранилась напряженность в обеспечении социальным жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации: ветеранов, инвалидов и приравненных к ним лиц, малоимущих граждан, молодых и многодетных семей, граждан, уволенных с военной службы, участников ликвидации радиационных аварий и катастроф, лиц, проработавших длительное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вынужденных переселенцев граждан и др.
Основную роль в финансировании жилищного строительства стали исполнять инвесторы, частные и индивидуальные застройщики.
С 2002 года в Республике Алтай реализуется республиканская программа развития ипотечного жилищного кредитования.
Одним из основных участников ипотечного рынка в Республике Алтай является республиканское "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (г. Горно-Алтайск), созданное в ноября 2002 года с целью организации ипотечного жилищного кредитования в регионе на основе требований "Стандартов процедуры выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов" федерального ОАО "Агентства по ипотечному жилищному кредитованию" (г. Москва) и входящее в федеральную систему ипотечного жилищного кредитования в роли Регионального оператора.
Агентство на условиях федеральной ипотечной программы обеспечивает ипотечными кредитами всех граждан Республики Алтай, желающих приобрести готовое жилье, либо участвовать в долевом строительстве жилья на территории Республики Алтай.
Сумма выданных кредитов колеблются от 100.0 тыс. руб. до 1000,0 тыс. руб. Средняя величина кредита составила 400,0 тыс. руб.
При среднем сроке кредитования 15 лет для получения кредита в объеме 400,0 тыс. руб. совокупный доход семьи должен составить16,0 тыс.руб. в месяц, т.е. среднемесячный доход на одного члена семьи 8,0 тыс. руб.
По состоянию на 1 марта 2006 года Агентством оформлено 140 ипотечных кредитов на сумму 53,3 млн. рублей.
С 1 апреля 2005 года Агентством начато рефинансирование кредитных ресурсов. Всего рефинансировано 36,6 млн. рублей.
В 2003 - 2005 годах в рамках реализации подпрограммы "Модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай" региональной целевой программы "Жилище" на 2003 -2010 годы оказана государственная поддержка в финансировании капитального ремонта 8,2 км тепловых сетей в двух- и четырехтрубном исполнении на общую сумму 16,45 млн. руб.; капитального ремонта и замену технологического оборудования на 40 котельных на общую сумму 10,15 млн. руб.; капитального ремонта 11,6 км водопроводных сетей и 11 шт. водозаборных скважин на общую сумму 16,44 млн. руб.; капитального ремонта линий электропередач ВЛ-0,4 кВ (12,25 км) и КТП-10/0,4 кВ (2 шт.) на общую сумму 2,61 млн.руб.; приобретено 33 единицы специальной техники на общую сумму 20,98 млн. руб.; оплачено за проектные работы на реконструкцию тепловых сетей в г. Горно-Алтайске с подключением нагрузок котельных N 2, 5, 7, 12 к котельной "Ткацкая фабрика" на общую сумму 3,07 млн. руб.
Вместе с тем значительного изменения ситуации при реализации подпрограммы "Модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай" достигнуть не удалось. Причинами этого являются низкая эффективность использования бюджетных средств в жилищно-коммунальном комплексе, недостаточное привлечение средств внебюджетных источников для финансирования строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
В рамках реализации подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Республике Алтай" было выделено 13,0 млн. руб. За 2002-2005 гг. приобретено 47 квартир общей площадью 2175,1 м.кв.
Реализация мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан позволила в 2002-2005 гг. приобрести жилье 40 семьям, обще6й площадью 1953,5 м.кв., на что было выделено 8857 тыс. руб. из республиканского бюджета.
В рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" за 2003 -2005 гг. было выделено средств 13,27 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 2,0 млн. руб., из республиканского бюджета 8,47млн. руб., местного бюджета - 0,5 млн. руб., из внебюджетных источников -2,35 млн. руб. Выделенные средства были направлены на государственную поддержку молодых семей путем предоставления им целевых займов по ставке 3% годовых сроком на 10 лет. За время реализации подпрограммы смогли улучшить свои жилищные условия 180 семей.
В результате реализации Программы "Жилище" должен быть завершен переход от начальной стадии реформ в жилищной сфере, определившей принципиальные направления ее развития, к стадии последовательной реализации намеченных мероприятий и расширения масштабов преобразований, апробированных на практике и направленных на развитие и совершенствование рыночных финансовых механизмов и форм кредитования в жилищной сфере, защиту имущественных прав инвесторов, кредиторов и заемщиков, а также на улучшение жилищных условий граждан с разным уровнем доходов.