В условиях реформирования экономики и структурной перестройки общественного производства, роста преступности обострились многие социальные проблемы, связанные с бездомными и гражданами, освобожденными из мест лишения свободы.
Известно, какое негативное влияние на состояние правопорядка в республике оказывают ранее судимые граждане. Одной из причин их социальной дезадаптации является высокий уровень социальной незащищенности: состояние здоровья (туберкулез, алкоголизм), утрата родственных связей, безработица, отсутствие жилья, негативное отношение со стороны общества.
Именно на эту категорию бывших осужденных приходится значительная доля повторно совершаемых преступлений, о чем свидетельствуют оперативные сводки.
За 2000 год из мест лишения свободы по Республике Алтай по разным основаниям освобождено 963 человека, в том числе 328 человек освобождено из учреждения ИР-91/1, 540 человек составляют граждане Республики Алтай, за 2001 г. освобождено 635 человек, в том числе 249 человек - жители г. Горно-Алтайска, 386 человек - жители районов Республики. 85 % освобожденных - в возрасте от 30 до 40 лет.
Действующая система и сложившаяся практика правового регулирования социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий и лиц, отбывших наказание, не обеспечивают в полной мере реализацию прав и законных интересов этих граждан.
Вследствие этого, в республике, обострились проблемы, сдерживающие решение вопросов по социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий и лиц, отбывших наказание, освободившихся из мест заключения.
К этим проблемам относятся:
- низкоэффективная работа по предупреждению рецидивной преступности;
- отсутствие достаточного финансирования по оказанию материальной помощи лицам без определенного места жительства и лицам, освобождаемым из мест лишения свободы, в целях их бытового устройства;
- выделение для этих граждан квотируемых рабочих мест на производстве;
- отсутствие стационарного социального учреждения для временного размещения лиц без определенного места жительства и лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, не имеющих жилья;
- отсутствие действенной системы оказания медицинской помощи лицам без определенного места жительства и лицам, отбывшим уголовное наказание.
Вышеперечисленные проблемы, усугубленные неадекватностью поведения лиц без определенного места жительства и лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, являются основной причиной возникновения повторного рецидива преступлений.
В связи с чем, необходима подготовка осужденных к жизни на свободе: через создание реабилитационных условий в учреждениях, исполняющих наказание, перед освобождением, которые позволят им с меньшими психологическими потерями адаптироваться в обществе.
Для этого необходимо в учреждениях, исполняющих наказание, создать реабилитационные отряды, оборудовать бытовые помещения.
Администрации отдела исполнения наказаний необходимо знать информацию о рынке труда, профессиональное обучения проводить с учетом спроса на рынке труда.
В работе, по подготовке осужденных к освобождению и их дальнейшей социальной адаптации, особую ценность приобретают общеобразовательное и профессиональное обучение.
Помочь осужденному получить образование, профессию - это важная социальная задача, способствующая лучшей адаптации его на свободе. Кроме того, человеку, находящемуся в местах лишения свободы, необходимо дать возможность заработать, чтобы, выйдя на свободу, он не встал вновь на преступный путь. Этому может способствовать размещение на предприятиях учреждений системы ОИН социальных государственных заказов на изготовление той или иной продукции.
Для упорядочения этой работы необходима координация усилий учреждений, исполняющих наказание, правоохранительных органов, органов труда и социального развития, занятости, образования, здравоохранения, психологической службы, органов исполнительной власти.
В 2000 году в гор(рай)отделы занятости населения за содействием в трудоустройстве обратилось 68 человек, освобожденных из мест лишения свободы, из них 23 человека (35,9%) трудоустроены на постоянные и временные рабочие места, направлено на профессиональное обучение 7 человек (10,9%). В 2001 году в службу занятости республики обратились за содействием в трудоутройстве 74 гражданина, освобожденных из мест лишения свободы, из них 22 человека (29,7%) - трудустроены, в том числе 8 человек трудоустроены по рабочим специальностям в организации жилищно-коммунального, лесного, сельского хозяйства, как слабозащищенная категория граждан. Из обратившихся в службу занятости 62 человека (83,8 %) получили профориентационные услуги, 3 человека направлены на профобучение. На 31.12.01 14 человек имеют статус безработного и получают пособие.
Как правило, данная категория граждан имеет низкий образовательный и профессиональный уровень. В связи с чем, в качестве рабочей силы, они остаются невостребованными.
Из прибывших из мест лишения свободы в 2000 году органами здравоохранения республики взято на учет 48 человек, в 2001 году - 42 человека с активной формой туберкулеза.
Главные беды у заключенного начинаются, когда он перестал быть заключенным и освободился. Общество встречает вышедших из тюрем и колоний настороженно, а иногда проявляет враждебность. Освободившиеся не рассчитывают на поблажку, но вправе надеяться на обычное человеческое участие.
Ярлык "преступника" и, особенно, не единожды побывавшего в тюрьме, не только прочно прирастает к человеку, но и разрастается до таких размеров, что часто мешает разглядеть за ним личность во всем многообразии ее проявления.
Наткнувшись на отчужденность, недоверие бывшие преступники ожесточаются, замыкаются среди себе подобных и с большей легкостью оказываются снова там, куда зарекались, вполне искренне - больше не попадать.
В 2000 году 107 человек, в 2001 году - 98 человек, пробыв на свободе менее одного года, вновь осуждены за совершение преступления.
Оказание социальной помощи этой категории граждан не только дает им возможность вернуться к нормальному образу жизни, но и является своеобразной защитой от их возможных посягательств на имущество и здоровье населения со стороны бывших заключенных, улучшить в целом криминогенную обстановку.
Люди, отбывшие наказание, не должны быть изгнанниками и вправе рассчитывать на помощь со стороны общества и государства в обеспечении элементарных условий существования.