Важной составной частью процесса образования и воспитания детей и подростков является организация их оздоровления, отдыха и труда. Государственная политика в этой сфере за последние пять лет в Республике Коми строилась таким образом, чтобы дети, с одной стороны, максимально были охвачены организованными формами труда и отдыха, и, с другой стороны, сам отдых являлся бы процессом, обеспечивающим преемственность с обучением и воспитанием, то есть носил познавательно-креативный характер.
Программно-целевой метод в организации и реализации этих задач позволил решить ряд важных проблем.
Совершенствовался механизм государственной поддержки и координации деятельности всех министерств и ведомств в организации оздоровления, отдыха и труда детей и подростков.
На республиканском и муниципальном уровнях были созданы координационные советы.
Сконцентрированы финансовые ресурсы, поступающие из различных источников (федеральный бюджет, республиканский бюджет Республики Коми, бюджеты муниципальных образований, средства Фонда социального страхования Российской Федерации, средства предприятий, родителей и из других источников).
Приоритетным направлением стала организация оздоровления, отдыха и труда детей и подростков, нуждающихся в особой поддержке государства (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети из малообеспеченных и многодетных семей, дети с ослабленным здоровьем, дети-спортсмены, одаренные дети и другие).
Необходимо разнообразить структуру отдыха: от широкого использования баз за пределами республики до максимального использования местных оздоровительных баз ("Мечта", "Северная зорька", оздоровительные базы Усть-Вымского, Усть-Куломского районов и ряд других).
Однако за прошедшие годы не удалось решить следующее:
1) организацию круглогодичного отдыха и оздоровления детей и подростков;
2) не предусматривались меры по использованию местных баз для реабилитации детей группы риска;
3) не в полной мере осуществлялось научно-методическое сопровождение отдыха детей: не осуществлялась профильная система детского отдыха, не были созданы условия для привлечения квалифицированных кадров в систему отдыха и оздоровления;
4) оставались неохваченными организованными формами оздоровления и отдыха дети дошкольного и старшего школьного возраста;
5) выделяемые финансовые ресурсы не позволяли качественно и в полной мере решать вопросы круглогодичного оздоровления и отдыха.
В связи с продолжающимися нестабильными тенденциями в экономике, ростом количества социально не защищенных семей, а в них детей, для решения вышеназванных проблем необходима разработка целевой республиканской подпрограммы "Круглогодичное оздоровление, отдых и труд детей и подростков" на 2003 - 2006 годы.
В предстоящий период в первоочередном порядке будут организованы отдых, оздоровление и занятость детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, имеющих недостатки в психическом и (или) физическом развитии, детей-жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, детей, оказавшихся в экстремальных условиях, детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, детей, проживающих в районах Крайнего Севера, а также других категорий детей, нуждающихся в особой заботе государства. Особое внимание будет уделено беспризорным и безнадзорным детям.