В результате реализации начального этапа административной реформы в Тульской области к 2006 году были созданы необходимые предпосылки для дальнейшей комплексной модернизации системы государственного управления.
Однако особенность ситуации для Тульской области состоит в том, что в региональной системе государственного управления доминирует главным образом отраслевой принцип и включает в себя ряд органов исполнительной власти Тульской области, осуществляющих свою деятельность в конкретных отраслях, таких как промышленность и топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство, печать и телерадиовещание.
«Отраслевые» органы исполнительной власти призваны отражать интересы региона в отрасли, но на практике они скорее являются представителями отрасли в регионе, что ведет к неэффективному распределению налоговых поступлений, лоббированию интересов отдельных отраслей в ущерб другим сферам бизнеса и интересам региона.
Наличие большого количества «отраслевых» органов исполнительной власти с нечетко очерченными полномочиями ведет к значительному затягиванию процедуры выработки решений, требующих множества согласований, межотраслевых совещаний, рассмотрения поправок. Утвержденные сроки зачастую срываются, важные решения не принимаются в срок, а за исполнение решений нет ответственных лиц.
Так согласование постановления администрации области для обеспечения его надлежащей организации по вопросам, касающимся нескольких отраслей, может потребовать до 10-12 согласований с различными органами и проводиться в течение 20-30 дней.
Работа отраслевых органов исполнительной власти не позволяет использовать объективные критерии оценки, препятствует достижению системного подхода в решении поставленных задач, в их деятельности отмечается устойчивая тенденция дублирования функций различных органов при осуществлении закрепленных за ними полномочий. Так, например, на основе проведенного департаментом труда Тульской области анализа выполняемых функций, выявлены следующие дублирующие функции: подготовка информации для предоставления в Минздравсоцразвития РФ об условиях оплаты труда работников бюджетной сферы и подготовка заключения государственной экспертизы условий труда о правильности установления страхователю надбавок, скидок к базовому страховому тарифу. Первую функцию дублирует государственная инспекция труда в Тульской области, вторую - Фонд социального страхования РФ.
При ежегодном общем росте объемов производства в области на 10-12% качество жизни населения улучшается медленно, реальный рост денежных доходов населения составляет 3,4%, около 20% населения имеют доходы ниже прожиточного минимума, сложная демографическая ситуация, объемы и темпы строительства не обеспечивают потребности в улучшении жилищных условий населения. Большое количество нареканий со стороны населения вызывает неудовлетворительное предоставление услуг в различных сферах жизнедеятельности общества, так жалобы на некачественное предоставление услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства в 2005 году составили более 30% от всех поступивших в администрацию области обращений.
В связи с изменением экономических отношений в стране «отраслевые» органы исполнительной власти области утратили рычаги воздействия на общественные процессы. Деятельность департамента промышленной политики, науки и топливно-энергетического комплекса Тульской области и департамента транспорта и связи Тульской области сводится в основном к осуществлению методического обеспечения субъектов предпринимательской деятельности.
В 2005 году администрацией Тульской области принято 860 постановлений, за 4,5 месяца 2006 года - 236 постановлений. Необходимость принятия столь значительного числа постановлений частично объясняется диктуемым отраслевым принципом руководства, воздействием на социальные и экономические процессы в виде прямых предписаний.
В числе задач административной реформы, характеризующей направленность ее на целевой результат, является разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными органами услуг гражданам и юридическим лицам.
В настоящее время совмещение контрольно-надзорных функций, предоставления услуг и регулирующих функций осуществляется в 12 из 30 различных органов исполнительной власти Тульской области. Совмещение контрольно-надзорных функций и предоставления услуг гражданам и организациям имеет место в департаменте труда Тульской области, департаменте предпринимательства и потребительского рынка Тульской области и др.
На территории Тульской области проживает 1,6 млн. человек, в том числе городское население составляет 1,3 млн. человек (81,3%). Общая площадь жилищного фонда области - 37,3 млн. кв. метров - это 218748 домов, в том числе многоквартирных - 62511единиц.
В области зарегистрировано 6,99 тысяч предприятий малого бизнеса, на основании прогноза рост их количества до 2009 года составит 12%.
Анализ предоставляемых услуг населению показал, что наибольшее количество жалоб со стороны заявителей поступает при оформлении документации физическими и юридическими лицами, связанной с регистрацией недвижимости, перепланировкой жилых помещений (около 10600 обращений в год), переводом жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение (около 800 обращений в год). Существующая система взаимодействия органов исполнительной власти Тульской области с населением и представителями делового сообщества в части оформления и выдачи разного рода документов характеризуется заявителями как непрозрачная, громоздкая по количеству запрашиваемых документов, длительная по срокам оформления и выдачи документов.
На сегодняшний день порядок платежей за жилищно-коммунальные услуги, энергоресурсы (оплата производится по отдельным платежным листам), услуги телекоммуникационной связи в различных приемных пунктах - требует от пользователя данных услуг большого количества времени, а соответственно и вызывает нарекание граждан.
В настоящее время в администрации области отсутствует инструмент, позволяющий наладить действенный контроль целевого использования бюджетных средств и движения финансовых потоков в жилищно-коммунальном комплексе области в режиме реального времени, что не дает возможности администрации области и органам местного самоуправления оперативно принимать оптимальные управленческие решения.
В связи с изложенными особенностями, в 2006-2010 годах в Тульской области будут осуществляться мероприятия, связанные с формированием новой эффективной системы управления областью, составными частями которой являются: переход от «отраслевой» системы построения органов исполнительной власти Тульской области к функциональной системе построения, основанной на программно-целевых принципах; завершение формирования публичного государственного областного электронного реестра государственных функций и государственных услуг, устранение избыточных и дублирующих функций; поэтапная регламентация и стандартизация функций и услуг; качественное улучшение и модернизация в 2006-2007 годах государственной услуги в сфере предоставления жилищно-коммунальных, социальных и регистрационных услуг путем введения регламентов и стандартов предоставления услуги, модернизации системы приема и обработки социальных платежей, построенной на базе создаваемого единого областного информационного межведомственного ресурса.
Координация мероприятий наилучшим образом может осуществляться в рамках Программы по реализации административной реформы.