Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни являются важнейшими составляющими развития общества, государства.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Возрождение интереса к духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи в современных, весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно. Оно обусловлено как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, криминализация общества. Как следствие этих процессов - рост подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение общей культуры молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодежь. Так, по данным МВД России, в 2005 году в России было зарегистрировано: 150 экстремистских группировок общей численностью до 5000 человек, более 154 тысяч преступлений, совершенных детьми; на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних МВД России состояло свыше 655 тысяч детей и подростков. В стране насчитывалось, по официальным данным, 700 тысяч детей-сирот, 2 миллиона неграмотных детей, 4 миллиона детей-наркоманов от 11 лет и старше.
В Тульской области число осужденных в возрасте до 30 лет в 2005 году составило 5201 человек (из них 12,0 процента - дети 14 - 17 лет), в 2006 году - 4789 человек (из них 9,8 процента - дети 14 - 17 лет). В среднем по России детская преступность составила 9,6 процента. Статистика свидетельствует о том, что преступность несовершеннолетних имеет тенденцию к "омоложению", поэтому наиболее остро встает проблема профилактики правонарушений детей, не достигших 14-летнего возраста.
К началу 2006 года на учете в муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних состояли более 4 тысяч безнадзорных детей и подростков. К административной ответственности были привлечены около 400 родителей за появление их детей в общественных местах в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В целом ослаб воспитательный потенциал семьи, разрушаются ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности.
Для решения сложившейся ситуации в области был использован комплексный подход. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание определены как приоритетные направления деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений образования, культуры, молодежной политики. Система воспитания строится на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечения многомерности и интегрированности учебного и воспитательного процессов, современных механизмов воспитания и его приоритетов в обществе.
Вместе с тем необходимо совершенствование системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на основе создания социальных, правовых, организационных, ресурсных предпосылок, методической и информационной поддержки. В этих условиях решение проблемы организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи требует программно-целевого подхода.