Мероприятие Н1. Внедрение объективных и прозрачных механизмов распределения финансовой помощи
Описание исходного состояния
Исходное состояние - нулевой уровень.
С целью выравнивания возможностей бюджетов муниципальных образований области по финансированию закрепленных за ними полномочий, а также создания стимулов для развития собственной налоговой базы и оптимизации бюджетных расходов на муниципальном уровне в Тульской области был разработан и принят Закон от 06.07.2000 N 198-ЗТО "О порядке регулирования межбюджетных отношений в Тульской области" (далее - Закон N 198-ЗТО).
Выравнивание возможностей бюджетов муниципальных образований области по финансированию закрепленных за ними полномочий осуществлялось с применением механизма предоставления финансовой помощи в форме дотации, порядок предоставления которой был закреплен в Законе N 198-ЗТО.
В соответствии с порядком, установленным Законом N 198-ЗТО, распределение дотации производилось между бюджетами муниципальных образований, у которых минимальные доходы не превышают закрепленные за конкретной территорией доходы. Минимальные доходы бюджета - минимально допустимый объем доходов бюджетов муниципальных образований, рассчитанный исходя из среднедушевого муниципального дохода.
В качестве исходных данных для расчета минимальных доходов бюджетов муниципальных образований применялись:
- суммарные доходы консолидированного бюджета области;
- численность жителей области;
- численность жителей муниципального образования;
- среднеобластные душевые доходы;
- корректирующие коэффициенты.
При определении расчетного размера дотации бюджетам муниципальных образований использовались следующие показатели:
1. Подушевой доход бюджета муниципального образования;
2. Закрепленные доходы бюджета муниципального образования;
3. Регулирующие доходы, переданные в бюджет муниципального образования на постоянной основе;
4. Доходы, переданные в порядке регулирования бюджету муниципального образования.
При предоставлении дотаций применялись следующие основные принципы:
- при превышении (или равенстве) закрепленных доходов над доходами, рассчитанными по среднедушевому методу, дополнительные средства из бюджета области в виде дотации муниципальным образованиям не предоставляются;
- превышение закрепленных доходов бюджета муниципального образования над минимальными доходами не может быть перераспределено через межбюджетные отношения.
Следует отметить, что применяемый механизм расчета минимальных доходов муниципальных образований позволял в период действия Закона N 198-ЗТО с достаточной степенью объективности осуществлять распределение финансовой помощи между муниципальными образованиями области.
С 2006 года межбюджетные отношения в Тульской области формируются в соответствии с Законом Тульской области от 11.11.2005 N 639-ЗТО "О межбюджетных отношениях между органами государственной власти Тульской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тульской области" (далее - Закон N 639-ЗТО).
Законом N 639-ЗТО предусматривается расчет финансовой помощи бюджетам муниципальных образований на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности исходя из следующих факторов:
- уровня развития и структуры экономики;
- налоговой базы отдельно по каждому налогу;
- различия в структуре населения и с учетом других факторов и условий, влияющих на стоимость предоставляемых бюджетных услуг;
- репрезентативной системы налогов и расходов.
Для аккумулирования в бюджете области средств, предназначенных для выделения муниципальным образованиям области в виде финансовой помощи, Законом N 639-ЗТО предусмотрено создание следующих фондов: