В результате реализации начального этапа административной реформы в Тульской области к 2006 году были созданы необходимые предпосылки для дальнейшей комплексной модернизации системы государственного управления.
Однако особенность ситуации для Тульской области состоит в том, что в региональной системе государственного управления доминирует главным образом отраслевой принцип и включает в себя ряд органов исполнительной власти Тульской области, осуществляющих свою деятельность в конкретных отраслях, таких как промышленность и топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство, печать и телерадиовещание.
"Отраслевые" органы исполнительной власти призваны отражать интересы региона в отрасли, но на практике они скорее являются представителями отрасли в регионе, что ведет к неэффективному распределению налоговых поступлений, лоббированию интересов отдельных отраслей в ущерб другим сферам бизнеса и интересам региона.
Наличие большого количества "отраслевых" органов исполнительной власти с нечетко очерченными полномочиями ведет к значительному затягиванию процедуры выработки решений, требующих множества согласований, межотраслевых совещаний, рассмотрения поправок. Утвержденные сроки зачастую срываются, важные решения не принимаются в срок, а за исполнение решений нет ответственных лиц.
Так согласование постановления администрации области для обеспечения его надлежащей организации по вопросам, касающимся нескольких отраслей, может потребовать до 10 - 12 согласований с различными органами и проводиться в течение 20 - 30 дней.
Работа отраслевых органов исполнительной власти не позволяет использовать объективные критерии оценки, препятствует достижению системного подхода в решении поставленных задач, в их деятельности отмечается устойчивая тенденция дублирования функций различных органов при осуществлении закрепленных за ними полномочий. Так, например, на основе проведенного департаментом труда Тульской области анализа выполняемых функций выявлены следующие дублирующие функции: подготовка информации для представления в Минздравсоцразвития РФ об условиях оплаты труда работников бюджетной сферы и подготовка заключения государственной экспертизы условий труда о правильности установления страхователю надбавок, скидок к базовому страховому тарифу. Первую функцию дублирует государственная инспекция труда в Тульской области, вторую - Фонд социального страхования РФ.
При ежегодном общем росте объемов производства в области на 10 - 12 процентов качество жизни населения улучшается медленно, реальный рост денежных доходов населения составляет 3,4 процента, около 20 процентов населения имеют доходы ниже прожиточного минимума, сложная демографическая ситуация, объемы и темпы строительства не обеспечивают потребности в улучшении жилищных условий населения. Большое количество нареканий со стороны населения вызывает неудовлетворительное предоставление услуг в различных сферах жизнедеятельности общества, так, жалобы на некачественное предоставление услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства в 2005 году составили более 30 процентов от всех поступивших в администрацию области обращений.
В связи с изменением экономических отношений в стране "отраслевые" органы исполнительной власти области утратили рычаги воздействия на общественные процессы. Деятельность департамента промышленной политики, науки и топливно-энергетического комплекса Тульской области и департамента транспорта и связи Тульской области сводится в основном к осуществлению методического обеспечения субъектов предпринимательской деятельности.
В 2005 году администрацией Тульской области принято 860 постановлений, за 4,5 месяца 2006 года - 236 постановлений. Необходимость принятия столь значительного числа постановлений частично объясняется диктуемым отраслевым принципом руководства, воздействием на социальные и экономические процессы в виде прямых предписаний.
В числе задач административной реформы, характеризующей направленность ее на целевой результат, является разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными органами услуг гражданам и юридическим лицам.
В настоящее время совмещение контрольно-надзорных функций, предоставления услуг и регулирующих функций осуществляется в 12 из 30 различных органов исполнительной власти Тульской области. Совмещение контрольно-надзорных функций и предоставления услуг гражданам и организациям имеет место в департаменте труда Тульской области, департаменте предпринимательства и потребительского рынка Тульской области и др.
На территории Тульской области проживает 1,6 млн. человек, в том числе городское население составляет 1,3 млн. человек (81,3 процента). Общая площадь жилищного фонда области - 37,3 млн. кв. метров - это 218748 домов, в том числе многоквартирных - 62511 единиц.
В области зарегистрировано 6,99 тысяч предприятий малого бизнеса, на основании прогноза рост их количества до 2009 года составит 12 процентов.
Анализ предоставляемых услуг населению показал, что наибольшее количество жалоб со стороны заявителей поступает при оформлении документации физическими и юридическими лицами, связанной с регистрацией недвижимости, перепланировкой жилых помещений (около 10600 обращений в год), переводом жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение (около 800 обращений в год). Существующая система взаимодействия органов исполнительной власти Тульской области с населением и представителями делового сообщества в части оформления и выдачи разного рода документов характеризуется заявителями как непрозрачная, громоздкая по количеству запрашиваемых документов, длительная по срокам оформления и выдачи документов.
На сегодняшний день порядок платежей за жилищно-коммунальные услуги, энергоресурсы (оплата производится по отдельным платежным листам), услуги телекоммуникационной связи в различных приемных пунктах требует от пользователя данных услуг большого количества времени, а соответственно и вызывает нарекание граждан.
В настоящее время в администрации области отсутствует инструмент, позволяющий наладить действенный контроль целевого использования бюджетных средств и движения финансовых потоков в жилищно-коммунальном комплексе области в режиме реального времени, что не дает возможности администрации области и органам местного самоуправления оперативно принимать оптимальные управленческие решения.
В связи с изложенными особенностями в 2006 - 2010 годах в Тульской области будут осуществляться мероприятия, связанные с формированием новой эффективной системы управления областью, составными частями которой являются: переход от "отраслевой" системы построения органов исполнительной власти Тульской области к функциональной системе построения, основанной на программно-целевых принципах; завершение формирования публичного государственного областного электронного реестра государственных функций и государственных услуг, устранение избыточных и дублирующих функций; поэтапная регламентация и стандартизация функций и услуг; качественное улучшение и модернизация в 2006 - 2007 годах государственной услуги в сфере предоставления жилищно-коммунальных, социальных и регистрационных услуг путем введения регламентов и стандартов предоставления услуги, модернизации системы приема и обработки социальных платежей, построенной на базе создаваемого единого областного информационного межведомственного ресурса.
Координация мероприятий наилучшим образом может осуществляться в рамках Программы по реализации административной реформы.