ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2006 - 2007 ГОДЫ»
Паспорт Программы
Наименование | Областная целевая программа «Государственная поддержка малого предпринимательства в Тульской области на 2006 - 2007 годы» (далее - Программа) |
Основания для разработки | Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Закон Тульской области от 29.09.1999 № 152-ЗТО «О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Тульской области» |
Государственный заказчик | Департамент предпринимательства и потребительского рынка Тульской области |
Основной разработчик | Департамент предпринимательства и потребительского рынка Тульской области |
Основные исполнители | Департамент предпринимательства и потребительского рынка Тульской области, департамент труда Тульской области, департамент экономического развития и науки Тульской области, департамент внешних экономических связей и инвестиций Тульской области |
Цель Программы | Формирование модели развития малого предпринимательства, обладающей долгосрочным потенциалом роста и обеспечивающей повышение его вклада в решение социальных и экономических задач области |
Сроки реализации | 2006 - 2007 годы |
Основные мероприятия | 1. Формирование региональной политики поддержки малого предпринимательства; 2. Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства; 3. Стимулирование производственной и инновационной деятельности малых предприятий; 4. Развитие областной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства |
Ожидаемые результаты | Рост численности занятых в сфере малого предпринимательства области на 2,1 тысячи человек; увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет области ежегодно на 12 процентов; результативность мер финансово-кредитной поддержки: увеличение доходов консолидированного бюджета области на 37,72 млн. руб., создание 702 новых рабочих мест |
Объемы и источники | Общий объем финансирования - 85,4163 млн. руб., из них по годам: 2006 г. - 33,507 млн. руб., в том числе 4,429 млн. руб. - средства бюджета области (3,9 млн. руб. - на возвратной основе; 0,529 млн. руб. - субсидии), 20,0 млн. руб. - государственные гарантии Тульской области и 9,078 млн. руб. - привлеченные средства (по согласованию); 2007 г. - 51,9093 млн. руб., в том числе 5,0001 млн. руб. - средства бюджета области (4,4 млн. руб. - на возвратной основе; 0,6001 млн. руб. - субсидии), 35,0 млн. руб. - государственные гарантии Тульской области и 11,9092 млн. руб. - привлеченные средства (по согласованию) |
Контроль за исполнением | Контроль за исполнением Программы осуществляют департамент предпринимательства и потребительского рынка Тульской области, департамент финансов Тульской области, Тульская областная Дума |
1. Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом
Малое предпринимательство является одним из самых перспективных и динамично развивающихся секторов экономики Тульской области (далее - область).
Меры по его государственному регулированию, принятые в последние годы на федеральном и областном уровнях, в том числе в рамках областных целевых программ, во многом обусловили сохранение позитивной динамики его развития.
Ежегодно значительно увеличиваются объемы произведенной продукции, выполненных работ, оказанных населению услуг, численность занятых в основных отраслях, а также суммы налоговых и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет области.
Объем произведенной малыми предприятиями за 2004 год продукции (работ, услуг) составил 11,6 млрд. рублей, что на 40,3 процента больше, чем в 2003 году. Сумма налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней за тот же период составила 2,3 млрд. рублей, из них 1,74 млрд. рублей (на 39,2 процента больше, чем в 2003 году) перечислено в консолидированный бюджет области, что составляет 14,4 процента в общей сумме поступлений.
Сектор малого предпринимательства области насчитывает 6446 малых предприятий с общим числом работающих 64,1 тыс. человек и 46,7 тыс. индивидуальных предпринимателей. Общее число занятых составляет около 20 процентов экономически активного населения области.
Несмотря на прогресс, достигнутый в развитии малого бизнеса как в Российской Федерации в целом, так и в области, этот важный сектор не оказывает столь же существенного, как в странах - мировых лидерах, влияния на решение социальных и экономических проблем. В том числе таких, как повышение благосостояния населения, обеспечение социальной и политической стабильности в обществе за счет формирования среднего класса.
Имеющийся в области значительный потенциал малого предпринимательства обусловливает актуальность принятия со стороны государства мер для дальнейшего его развития.
В связи с необходимостью удвоения в короткие сроки внутреннего валового продукта, в первую очередь за счет активизации внутренних факторов, вопросы развития малого бизнеса становятся приоритетным направлением государственной политики. Это обусловлено его спецификой. Субъекты малого предпринимательства не требуют крупных стартовых инвестиций и гарантируют быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, оперативно решают проблемы реструктуризации экономики, гибко реагируют на изменение конъюнктуры рынка.
В современных условиях центр тяжести государственной политики поддержки малого предпринимательства, суть которой заключается в создании благоприятных политических, правовых, социальных и экономических условий для его развития, сосредоточивается в субъектах Российской Федерации, поскольку этот сектор экономики главным образом сориентирован на решение проблем территорий. Федеральные органы государственной власти осуществляют нормативное правовое регулирование основ деятельности малого бизнеса.
В числе проблем, сдерживающих темпы экономического роста сектора малого предпринимательства, наиболее важная и сложная - это низкое и принципиально недостаточное ресурсное, в первую очередь финансовое, обеспечение предпринимательской деятельности. За 2004 год объем инвестиций в основной капитал малых предприятий, несмотря на существенный рост по сравнению с предыдущим годом (на 56 процентов), составил 296,5 млн. рублей, или 2,3 процента от общего объема инвестиций по области.
Основными причинами сложившегося положения являются:
неравномерное развитие на территории области сети микрофинансовых институтов: муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования и других небанковских организаций, предоставляющих на возвратной основе средства для развития субъектов малого предпринимательства;
ограниченность финансовых ресурсов Тульского областного фонда поддержки малого предпринимательства и действующих муниципальных фондов, направляемых на микрокредитование субъектов малого предпринимательства;
недоступность банковских кредитных ресурсов, в том числе долгосрочных инвестиционных кредитов, для большинства субъектов малого предпринимательства из-за недостаточного залогового обеспечения.
Сложившееся положение диктует необходимость определения в качестве наиболее перспективного направления развития малого предпринимательства создание в области эффективной системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства с использованием банковского капитала как основной составляющей ее ресурсного обеспечения.
Кроме того, существует ряд проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, решение которых находится в рамках компетенции области как субъекта Российской Федерации:
неэффективность мер поддержки малого предпринимательства, принимаемых в значительном числе муниципальных образований области;
недостаточный уровень профессиональных знаний руководителей и специалистов малых предприятий в вопросах рыночной экономики и управления;
неполная информированность хозяйствующих субъектов по различным вопросам предпринимательской деятельности, особенно в ряде муниципальных образований области;
отсутствие масштабной кооперации крупных производственных компаний и малых предприятий;
неготовность значительной части населения области воспринимать предпринимательскую деятельность как способ решения собственных социальных и экономических задач;