Действующий

Об областной целевой программе "Государственная поддержка малого предпринимательства в Тульской области на 2006-2007 годы"

   Приложение
                                                                       к Закону Тульской области
                                                                «Об Областной целевой программе
                                                                  «Государственная поддержка
                                                                   малого предпринимательства
                                                            в Тульской области на 2006 - 2007 годы»

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2006 - 2007 ГОДЫ»


Паспорт Программы

Наименование
Программы

Областная целевая программа «Государственная поддержка малого предпринимательства в Тульской области на 2006 - 2007 годы» (далее - Программа)

Основания для разработки
Программы

Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ  «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Закон Тульской области от 29.09.1999 № 152-ЗТО «О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Тульской области»

Государственный заказчик
Программы

 Департамент предпринимательства и потребительского рынка Тульской области

Основной разработчик
Программы

 Департамент предпринимательства и потребительского рынка Тульской области

Основные исполнители
Программы

 Департамент предпринимательства и потребительского рынка Тульской области, департамент труда Тульской области, департамент экономического развития  и науки Тульской области, департамент внешних экономических связей и инвестиций Тульской области

Цель Программы

Формирование модели развития малого предпринимательства, обладающей долгосрочным потенциалом роста и обеспечивающей повышение его вклада в решение социальных и экономических задач области

Сроки реализации
Программы

 2006 - 2007 годы

Основные мероприятия
Программы

1. Формирование региональной политики поддержки малого предпринимательства;

 2. Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;

 3. Стимулирование производственной и инновационной деятельности малых предприятий;

 4. Развитие областной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

Ожидаемые результаты
реализации Программы

 Рост численности занятых в сфере малого предпринимательства области на 2,1 тысячи человек;

увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет области ежегодно на 12 процентов;

результативность мер финансово-кредитной поддержки: увеличение доходов консолидированного   бюджета области на 37,72 млн. руб., создание 702 новых рабочих мест

Объемы и источники
финансирования
Программы

Общий объем финансирования - 85,4163 млн. руб., из них по годам:

2006 г. - 33,507 млн. руб., в том числе 4,429 млн. руб. - средства бюджета области (3,9 млн. руб. - на возвратной основе; 0,529 млн. руб. -  субсидии), 20,0 млн. руб. -  государственные гарантии Тульской области и 9,078 млн. руб. -  привлеченные средства (по согласованию);

2007 г. - 51,9093 млн. руб., в том числе 5,0001 млн. руб.  - средства бюджета области (4,4 млн. руб. -  на возвратной основе; 0,6001 млн. руб. - субсидии), 35,0 млн. руб. -  государственные гарантии Тульской области и 11,9092 млн. руб. -  привлеченные средства (по согласованию)

Контроль за исполнением
Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляют департамент предпринимательства и потребительского рынка Тульской области, департамент финансов Тульской области, Тульская областная Дума


1. Содержание проблемы и обоснование  ее решения  программно-целевым методом

          Малое предпринимательство является одним из самых перспективных и  динамично развивающихся секторов экономики Тульской области (далее - область).

Меры по его государственному  регулированию, принятые в последние годы на федеральном и областном уровнях, в том числе в рамках областных целевых программ, во многом обусловили сохранение позитивной динамики его развития.

Ежегодно значительно увеличиваются объемы произведенной продукции, выполненных работ, оказанных населению услуг, численность занятых в основных отраслях, а также  суммы налоговых и иных обязательных платежей  в консолидированный бюджет области.

          Объем произведенной малыми предприятиями за 2004 год продукции (работ, услуг) составил 11,6 млрд. рублей, что на 40,3 процента больше, чем в 2003 году. Сумма налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней за тот же период составила 2,3 млрд. рублей, из них 1,74 млрд. рублей (на 39,2 процента больше, чем в 2003 году) перечислено в консолидированный бюджет области,  что составляет 14,4 процента в общей сумме поступлений.

Сектор малого предпринимательства  области насчитывает 6446  малых предприятий с общим числом работающих 64,1 тыс. человек и 46,7 тыс. индивидуальных предпринимателей. Общее число занятых  составляет около 20 процентов экономически активного населения области.

Несмотря на прогресс, достигнутый в развитии малого бизнеса как в Российской Федерации в целом, так и в области,  этот важный сектор  не оказывает столь же существенного, как в  странах - мировых лидерах, влияния на решение социальных и экономических проблем. В том числе таких, как повышение благосостояния населения, обеспечение социальной и политической стабильности в  обществе за счет формирования среднего класса.

Имеющийся в области значительный потенциал малого предпринимательства обусловливает актуальность  принятия со стороны государства мер для дальнейшего его развития.

В связи с необходимостью  удвоения в короткие сроки внутреннего валового продукта, в первую очередь за счет активизации внутренних факторов, вопросы развития малого бизнеса становятся приоритетным направлением государственной политики. Это обусловлено его спецификой. Субъекты малого предпринимательства   не требуют крупных стартовых инвестиций и  гарантируют быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста,  оперативно решают проблемы реструктуризации экономики, гибко реагируют на изменение конъюнктуры рынка.

В современных условиях центр тяжести государственной политики поддержки малого предпринимательства, суть которой заключается в создании благоприятных политических, правовых, социальных и экономических условий для его развития, сосредоточивается в субъектах Российской Федерации, поскольку этот сектор экономики  главным образом сориентирован на решение проблем территорий. Федеральные органы государственной власти осуществляют нормативное правовое регулирование основ деятельности малого бизнеса.

В числе проблем, сдерживающих темпы  экономического роста сектора малого предпринимательства, наиболее важная и сложная - это низкое и принципиально недостаточное ресурсное, в первую очередь финансовое, обеспечение предпринимательской деятельности. За 2004 год объем инвестиций в основной капитал малых предприятий, несмотря на существенный рост по сравнению с предыдущим годом (на 56 процентов),  составил 296,5 млн. рублей, или 2,3 процента от общего объема инвестиций по области.

Основными причинами сложившегося положения являются:

неравномерное развитие на территории области сети микрофинансовых институтов: муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования и других небанковских организаций, предоставляющих на возвратной основе средства для развития субъектов малого предпринимательства;

ограниченность финансовых ресурсов Тульского областного фонда поддержки малого предпринимательства и действующих муниципальных фондов, направляемых на микрокредитование субъектов малого предпринимательства;

недоступность банковских кредитных ресурсов, в том числе долгосрочных инвестиционных кредитов, для большинства субъектов малого предпринимательства из-за недостаточного залогового обеспечения.

Сложившееся положение диктует необходимость определения в качестве наиболее перспективного направления развития малого предпринимательства создание в области эффективной системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства с использованием банковского капитала как основной составляющей ее ресурсного обеспечения.

Кроме того, существует ряд проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства,  решение которых находится в рамках компетенции области как субъекта Российской Федерации:

неэффективность мер поддержки малого предпринимательства, принимаемых в значительном числе муниципальных образований области;

недостаточный уровень профессиональных знаний руководителей и специалистов малых предприятий в вопросах рыночной экономики и управления;

неполная информированность хозяйствующих субъектов по различным вопросам предпринимательской деятельности,  особенно в ряде муниципальных образований области;

отсутствие масштабной кооперации крупных производственных компаний и малых предприятий;

неготовность значительной части населения области воспринимать предпринимательскую деятельность как способ решения собственных социальных и экономических задач;