ЗАКОН
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
от 05 апреля 2004 года N 436-ЗТО
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004-2006 ГОДЫ"
{Действие закона приостановлено с 01.01.2005 по 31.12.2005:
Закон Тульской области от 31.12.2004 N 500-ЗТО}
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Закон Тульской области от 15.05.2006 N 705-ЗТО}
Принят
Тульской областной Думой
25 марта 2004 года
Утвердить Областную целевую программу "Содействие занятости населения Тульской области на 2004-2006 годы" (далее - Программа) с финансированием из средств бюджета Тульской области в объеме 1000,0 тыс. рублей, в том числе в 2004 году - 1000,0 тыс. рублей.
{Цифры "6247,1" заменены цифрами "1000,0": Закон Тульской области от 15.05.2006 N 705-ЗТО}
Начиная с 2004 года включать Программу в перечень областных целевых программ.
{Слова ", подлежащих финансированию за счет средств бюджета Тульской области" исключены: Закон Тульской области от 15.05.2006 N 705-ЗТО}
{Абзац второй статьи 2 утратил силу: Закон Тульской области от 15.05.2006 N 705-ЗТО}
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Тульской областной Думы
О.Д. Лукичев
Губернатор Тульской области В.А.
Стародубцев
к Закону Тульской области
"Об Областной целевой программе
"Содействие занятости населения
Тульской области на 2004-2006 годы"
Областная целевая программа "Содействие занятости населения Тульской области на 2004-2006 годы" Паспорт Областной целевой программы "Содействие занятости населения Тульской области на 2004-2006 годы"
Наименование Программы | - | Областная целевая программа "Содействие занятости населения Тульской области на 2004-2006 годы" | |||
Основание для разработки Программы | - | Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" | |||
Государственные заказчики Программы | - | Департамент экономического развития Тульской области, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Тульской области | |||
Основные разработчики Программы | - | Департамент экономического развития Тульской области, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Тульской области, департамент труда Тульской области, департамент образования Тульской области, комитет Тульской области по молодежной политике | |||
Исполнители основных мероприятий Программы | - | Департамент экономического развития Тульской области, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Тульской области, департамент труда Тульской области, департамент социального развития Тульской области, департамент образования Тульской области, комитет Тульской области по молодежной политике, Управление внутренних дел Тульской области, Тульская федерация профсоюзов, Тульский областной союз промышленников и предпринимателей, государственные учреждения районные и городские центры занятости населения, органы местного самоуправления | |||
Цели Программы | - | Реализация государственной политики занятости в Тульской области путем: развития рыночных отношений в сфере труда; создания гражданам трудоспособного возраста условий для продолжения трудовой деятельности на основе дифференциации форм занятости; содействия сбалансированности между предложением рабочей силы и спросом на нее для создания условий эффективной занятости населения; решения проблем социальной защиты населения от безработицы; повышения стимулов к активному поиску работы безработными гражданами; смягчения социальных последствий высвобождения рабочей силы и предупреждения массовой безработицы на рынке труда области; экономического стимулирования и содействия предприятиям и организациям всех форм собственности в создании новых и повышении эффективности существующих рабочих мест для социально слабозащищенных категорий населения; развития кадрового потенциала за счет совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения; повышения мобильности трудовых ресурсов | |||
Сроки реализации Программы | - | 2004-2006 годы | |||
Объемы и источники финансирования Программы | - | Финансирование мероприятий активной политики занятости будет осуществляться из федерального бюджета, бюджета Тульской области, местных бюджетов. Финансирование материальной поддержки безработных граждан и содержания службы занятости будет осуществляться из федерального бюджета. | |||
Общий объем финансирования - 722650,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета Тульской области- 1000,0 тыс. рублей |
{Абзац 3 в новой редакции: Закон Тульской области от 15.05.2006 N 705-ЗТО}
Основные мероприятия Программы | - | Координация действий на рынке труда; улучшение функционирования рынка труда; повышение качества рабочей силы как составной части развития трудовых ресурсов Тульской области; профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения; регулирование трудовой миграции и привлечение иностранной рабочей силы; содействие занятости населения и реализации инвестиционных программ создания новых и развития существующих производств; содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы безработных граждан; временная занятость и общественные работы; содействие трудовой занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите; социально-психологическая адаптация безработных граждан на рынке труда; информирование населения и работодателей о положении на рынке труда |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | Выполнение Программы позволит оказать содействие в трудоустройстве на постоянной и временной основе 114,2 тыс. человек, обучить новым профессиям 13,6 тыс. человек и сдержать уровень регистрируемой безработицы в 2004-2006 годах в пределах 1,0-1,2 процента |
Контроль за использованием Программы | - | Контроль за исполнением Программы осуществляют контрольная комиссия Тульской областной Думы, департамент финансов Тульской области, Управление ведомственного контроля Министерства труда и социального развития Российской Федерации |
Ситуация на рынке труда Тульской области (далее - область) в 2003 году сформировалась под влиянием экономических, демографических, миграционных и других социальных процессов, которые происходили в последнее десятилетие.
Характерной особенностью области, определяющей ее социально-экономическое положение, является высокий уровень концентрации промышленности.
В области сложилась чрезвычайно острая демографическая ситуация.
Общая тенденция динамики смертности характеризуется высокой смертностью граждан трудоспособного возраста, среди которых около 80,0 процента составляют мужчины. По данным областного комитета государственной статистики, за последние десять лет численность населения трудоспособного возраста сократилась на 114,0 тыс. человек, или на 11,0 процента.
Миграционный прирост частично компенсирует естественную убыль населения области. Однако наблюдается тенденция к снижению компенсирующей роли миграции, что связано с сокращением миграционного прироста. В 2002 году, по данным областного комитета государственной статистики, в области сложилось отрицательное сальдо, т.е. выбыло на 0,5 тыс. человек больше, чем прибыло в область. Таким образом, легальная трудовая миграция не оказывает существенного влияния на численность населения трудоспособного возраста.
Эти факторы оказали существенное влияние на численность занятых, которая сократилась за последние десять лет с 928,5 тыс. человек до 778,8 тыс. человек, или на 16,1 процента.
За 2002 год численность высвобожденных с предприятий области, по данным областного комитета государственной статистики, составила 6,3 тыс. человек, или 1,3 процента от среднесписочной численности работающих, против 5,3 тыс. человек, или 1,0 процента, за 2001 год.
С 2001 года отмечается практически нулевое сальдо приема и выбытия рабочей силы на крупных и средних предприятиях. За 2002 год принято на работу 129,9 тыс. человек, из них 4,2 процента - на вновь введенные рабочие места. Выбыло по различным причинам 141,8 тыс. человек, из них 76,0 процента уволились по собственному желанию.
Продолжает иметь место неполная занятость работающих, хотя в последние годы ее масштабы значительно сократились. Так, в течение 2002 года на ряде крупных и средних предприятий в режиме неполной занятости работали 29,9 тыс. человек. Общие масштабы вынужденной неполной занятости оценивались в 1,3 млн. человеко-часов, что равнозначно ежедневному невыходу на работу 0,7 тыс. человек.
Сопоставление динамики ежегодно заявляемой работодателями в органы службы занятости потребности в рабочей силе и данных о приеме новых работников позволяет оценить масштабы общего спроса на рабочую силу, предъявляемого предприятиями и организациями области. В ведении службы занятости находятся до 50,2 процента всех имеющихся вакансий области.
На начало 2003 года число вакансий составляло 6,9 тысячи. Наибольшее число вакантных мест заявлено от предприятий промышленной отрасли, строительной и ЖКХ. В условиях нормализации состояния экономики области и активизации кадровой перестройки спрос на рабочую силу будет увеличиваться.
Однако дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы сохранится. Прежде всего, это будет обусловлено различиями в профессионально-квалификационных потребностях работодателей и составе безработных. Трудности в поиске работы будут испытывать граждане, относящиеся к категории особо нуждающихся: инвалиды, молодежь, военнослужащие запаса и др.
Экономический рост 1999-2002 годов привел к снижению среднегодовой численности безработных, рассчитанной по методологии МОТ, с 92,5 тыс. человек в 1999 году до 50,3 тыс. человек в 2002 году, или с 11,6 до 6,0 процента экономически активного населения, а также к относительной стабилизации среднегодовой численности безработных, зарегистрированных в службе занятости, на уровне 9,6 тыс. человек в 2001 году, или 1,16 процента экономически активного населения, и незначительному росту их числа в 2002-2003 годах соответственно - 9,7 тыс. человек, или 1,2 процента. Таким образом, разрыв между общей и регистрируемой безработицей сокращается, что обуславливает снижение социального напряжения на рынке труда.
Сохраняется значительная дифференциация муниципальных образований по уровню безработицы. Повышенный уровень регистрируемой безработицы отмечается в сельскохозяйственных муниципальных образованиях: "Каменский район" Тульской области, "Тепло-Огаревский район Тульской области", "Дубенский район" Тульской области. По состоянию на 01.07.2003 значителен разрыв между максимальным уровнем безработицы ("Каменский район" Тульской области - 5,13 процента) и минимальным уровнем (муниципальное образование "г. Щекино и Щекинский район" Тульской области - 0,59 процента).
На рынке труда области наиболее острыми остаются следующие проблемы: низкая зарплата по заявленным работодателями вакансиям, ограниченный спрос в приеме на работу молодежи, женщин с детьми, лиц с ограниченной трудоспособностью, бывших заключенных, усиливающаяся диспропорция в профессиональной структуре спроса и предложений рабочей силы.
Все перечисленное свидетельствует о необходимости принятия областной целевой программы. Ее разработка и реализация позволит скоординировать усилия органов власти, работодателей и общественных организаций на осуществление комплекса мероприятий по содействию занятости населения области, особенно граждан, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Областная целевая программа "Содействие занятости населения Тульской области на 2004-2006 годы" будет способствовать формированию организационно-финансового механизма реализации государственной политики занятости в регионе.
Целями Программы являются:
- развитие рыночных отношений в сфере труда;
- создание гражданам трудоспособного возраста условий для продолжения трудовой деятельности на основе дифференциации форм занятости;
- содействие сбалансированности между предложением рабочей силы и спросом на нее для создания условий эффективной занятости населения;
- решение проблем социальной защиты населения от безработицы;
- повышение стимулов к активному поиску работы безработными гражданами;
- смягчение социальных последствий высвобождения рабочей силы и предупреждение массовой безработицы на рынке труда области;
- экономическое стимулирование и содействие предприятиям и организациям всех форм собственности в создании новых и повышении эффективности существующих рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения;
- повышение мобильности трудовых ресурсов.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- координация действий на рынке труда в рамках социального партнерства представителей государственных органов, объединений профессиональных союзов и работодателей;
- улучшение функционирования рынка труда;
- повышение качества рабочей силы как составной части развития трудовых ресурсов области;
- совершенствование работы по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения области;
- регулирование трудовой миграции и привлечение иностранной рабочей силы;
- содействие занятости населения и реализации инвестиционных программ создания новых и развития существующих производств;
- содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы безработных граждан;
- организация временной занятости и общественных работ с учетом потребности региона в развитии социальной инфраструктуры и поддержка доходов граждан;
- содействие трудовой занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
- информирование населения и работодателей о положении на рынке труда и мероприятиях по реализации политики занятости в области.