ЗАКОН
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
от 14 мая 2003 года N 383-ЗТО
О КОМПЛЕКСНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003-2006 ГОДЫ
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Закон Тульской области от 11.01.2006 N 677-ЗТО}
{Действие отдельных пунктов приостановлено с 01.01.2006 по 31.12.2006:
Закон Тульской области от 29.12.2005 N 665-ЗТО}
Принят
Тульской областной Думой
24 апреля 2003 года
Утвердить комплексную областную целевую программу по улучшению положения детей в Тульской области на 2003-2006 годы (далее - Программа) с финансированием в 2003 году из средств бюджета Тульской области в размере 6,46 млн. рублей (прилагается).
Начиная с 2003 года включать Программу в перечень региональных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Тульской области.
Установить, что в ходе реализации Программы мероприятия и объемы их финансирования подлежат ежегодному уточнению и корректировке с учетом возможностей бюджета Тульской области.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Тульской областной Думы
О.Д. Лукичев
Губернатор Тульской области
В.А. Стародубцев
к Закону Тульской области
"О комплексной областной целевой
программе по улучшению положения детей
в Тульской области на 2003-2006 годы"
Комплексная областная целевая программа по улучшению положения детей в Тульской области на 2003-2006 годы Паспорт комплексной областной целевой программы по улучшению положения детей в Тульской области на 2003-2006 годы
Наименование Программы | Комплексная областная целевая программа по улучшению положения детей в Тульской области на 2003-2006 годы |
Основания для разработки Программы | Распоряжение Правительства РФ от 13.03.02 N292-р, постановление администрации Тульской области от 30.11.01 N 31 "О плане законодательной деятельности на 2002 год" |
Государственные заказчики Программы | Департамент здравоохранения Тульской области, департамент образования Тульской области, департамент социального развития Тульской области, комитет Тульской области по делам женщин и демографической политике |
Основные разработчики Программы | Департамент здравоохранения Тульской области, департамент образования Тульской области, департамент социального развития Тульской области, комитет Тульской области по делам женщин и демографической политике, комитет Тульской области по молодежной политике |
Исполнители основных мероприятий Программы | Департамент социального развития Тульской области, департамент здравоохранения Тульской области, департамент образования Тульской области, департамент культуры Тульской области, комитет Тульской области по делам женщин и демографической политике, комитет Тульской области по молодежной политике, комитет Тульской области по физической культуре и спорту, Управление внутренних дел Тульской области, департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Тульской области, ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Тульской области", Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого |
Перечень подпрограмм | "Здоровый ребенок", "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Поддержка семьи" |
Цели Программы | Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков; профилактика сиротства и обеспечение государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; комплексное решение проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для их полноценной жизни, интеграции с обществом; создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей; профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав, социальная реабилитация и адаптация; повышение статуса и ценности семьи в обществе, поддержка семьи как главного института социализации детей |
Сроки реализации Программы | 2003-2006 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования - 42,101 млн. рублей из средств бюджета Тульской области |
Контроль за исполнением Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляют: департамент финансов Тульской области, контрольная комиссия областной Думы, комитет Тульской области по делам женщин и демографической политике |
Численность детского населения (до 14 лет) на 01.01.2002 составила 239,1 тыс. человек или 14,1% от общей численности населения.
За 1999-2001 годы численность детского населения Тульской области (далее - область) уменьшилась на 23570 человек.
Уровень рождаемости остается одним из самых низких в стране и составляет 7,2 на 1000 населения (по России - 9,1). При этом происходит постоянный рост количества детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. Доля таких детей в общем числе родившихся составляет 24,8% (в 1999 г. - 22,6%).
Бракоразводные процессы носят негативный характер. В 2001 году в расчете на 1000 браков зарегистрировано 779 разводов (в 2000 г. - 731), за 7 месяцев 2002 года - 1191 развод. Треть разводов приходится на браки, просуществовавшие менее 5 лет. В результате разводов только за 2000-2001 годы более 11 тысяч детей оказались в неполных семьях.
Углубляются внутрисемейные проблемы, связанные с ростом алкоголизма, наркомании, насилия и жестокости.
Ухудшается репродуктивное здоровье населения. На высоком уровне остается число абортов. Около 18% супружеских пар страдают бесплодием, лечение которого в настоящее время является одним из самых дорогих видов медицинской помощи.
Отмечается тенденция к ежегодному росту заболеваемости детей и подростков. Общая заболеваемость детей в 1999 году составляла 1612,0 случаев на 1000 детского населения, в 2001 году - 1890,0. Заболеваемость новорожденных на протяжении ряда лет составляет 230-240 человек на 1000 родившихся детей с преобладанием неврологической патологии.
Прогрессивно ухудшается здоровье школьников. В 2001 году доля практически здоровых детей школьного возраста составила лишь 20,9%. В процессе школьного обучения увеличивается число детей с заболеваниями нервной и эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта, нарушением зрения, функциональными изменениями сердечно-сосудистой системы.
Дети испытывают круглогодичную поливитаминную недостаточность, дефицит микроэлементов, в том числе йода и кальция, что приводит к развитию патологии опорно-двигательного аппарата, зубочелюстной системы, органов зрения, заболеваниям органов пищеварения и эндокринной системы.
За последние три года количество детей-инвалидов (в возрасте до 14 лет) увеличилось на 8,8% и составило 6158 человек. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, высокий уровень заболеваемости родителей, низкий уровень жизни многих семей.
В целях профилактики детской инвалидности проводится обследование новорожденных на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, аудиологический скрининг.
Постоянное укрепление материально-технической базы роддомов и детских отделений учреждений здравоохранения создают благоприятные условия для реабилитации в ранние сроки детей, родившихся с различной патологией.
Вместе с тем из-за отсутствия средств не в полном объеме осуществляется оздоровление детей-инвалидов с родителями по типу "Мать и дитя".
Медицинские учреждения недостаточно оснащены современной диагностической и реанимационной аппаратурой, учреждения для детей с умственными и физическими ограничениями - техническими средствами реабилитации, образовательные учреждения - средствами доступа для детей-инвалидов. Областная психолого-медико-педагогическая комиссия не обеспечена транспортом для осуществления обследования детей-инвалидов в отдаленных районах области.
В условиях социально-экономической нестабильности, осложненной нравственной деградацией семей, продолжается рост численности детей, оставшихся без попечения родителей.
В области насчитывается 6555 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (без учета усыновленных). Большинство детей находится под опекой (попечительством) в семьях. Более 2000 детей-сирот находятся в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
Органами опеки и попечительства недостаточно эффективно проводится профилактическая работа с неблагополучными семьями, не всегда оказывается специализированная помощь детям, подвергшимся жестокому обращению, нуждающимся в социальной и психологической реабилитации. Медленными темпами развивается такие формы устройства на воспитание детей, как приемная семья и детский дом семейного типа.
Достаточно острыми остаются вопросы постинтернатной адаптации воспитанников детских домов и школ-интернатов. Нередко остаются нерешенными проблемы трудоустройства и обеспечения жильем таких детей.
Ухудшение социально-экономического положения многих тульских семей, безработица, возросшая миграция населения, особенно из неблагоприятных в экономическом и социальном отношении регионов, остро отразились на положении детей, привели к росту безнадзорности, беспризорности, преступности и правонарушений в детской и подростковой среде. Нарастающими темпами распространяется наркомания и токсикомания среди детей.
На учете в органах внутренних дел состоят 4527 подростков-правонарушителей. В 2002 году органами социальной защиты населения поставлено на учет 4170 безнадзорных и беспризорных детей, что почти в два раза превышает показатель 2001 года.
В области сложилась определенная система работы с одаренными детьми.
Функционируют 20 гимназий, 10 лицеев, 45 школ с углубленным изучением предметов. Большую роль в развитии одаренных детей и подростков играет научно-исследовательская деятельность, которую общеобразовательные учреждения осуществляют совместно с учреждениями высшего профессионального образования. Создана и успешно функционирует система областных предметных олимпиад.
Учащиеся образовательных учреждений принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников. В 2002 году по итогам Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам тульские школьники получили 23 награды Министерства образования Российской Федерации. Двое учащихся приглашены в сборную России на международной олимпиаду по биологии. Одаренные дети стали победителями престижных международных выставок, конкурсов, конференции: международной конференции школьников "Старт в науку", российской выставки "Шаг в будущее", международной выставки "Экспо-наука 2002". Стало традицией ежегодное проведение фестивалей детского художественного творчества, спортивных соревнований. Открыто 19 областных профильных лагерей, в которых подростки развивают свои творческие способности.
Осуществляется премирование одаренных детей за творческие достижения, успехи в науке, спорте, искусстве, в том числе награждение золотыми медалями "За особые успехи в учении".
Вместе с тем в целях совершенствования работы с одаренными детьми необходимо решение ряда проблем, которые сдерживают развитие творческого потенциала области.
Все перечисленное свидетельствует о необходимости принятия программы, направленной на решение широкого спектра проблем детей и семьи.
В сложившихся условиях необходимо создание системы государственной поддержки семьи в различных сферах жизнедеятельности, включающей в себя охрану репродуктивного здоровья семьи, пропаганду здорового образа жизни, ценности семьи, подготовку молодежи к семейной жизни.
Так как на современном этапе система амбулаторно-поликлинической помощи не оказывает значительного влияния на формирование здоровья детей, решать данную проблему необходимо с учетом педагогических, психологических, социальных и медицинских факторов. Это предполагает активизацию деятельности учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной защиты населения, родителей и самих детей в вопросах формирования здорового образа жизни, воспитания гармонично развитого подрастающего поколения.
Необходимо осуществление скоординированного комплекса мероприятий по созданию условий для нормальной жизнедеятельности детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются.
Комплексного решения требуют проблемы профилактики социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.
Сложность и специфика работы с одаренными детьми требуют привлечения различных специалистов: педагогов, психологов, ученых, деятелей культуры и спорта, имеющих навыки работы с одаренными детьми.
Необходимо совершенствование учебно-материальной базы образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми. В целях обеспечения доступности образования соответствующего уровня требуется оказание материальной и моральной поддержки одаренным детям.
Комплексная областная целевая программа по улучшению положения детей в Тульской области на 2003-2006 годы будет способствовать формированию организационного и финансового механизма реализации социальной политики в отношении детей.
Целями Программы является:
- повышение статуса и ценности семьи как главного института социализации детей;
- сохранение и укрепление здоровья детей, повышение интеллектуального, трудового и оборонного потенциала страны;
- комплексное решение проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для их полноценной жизни, интеграции с обществом;
- обеспечение дополнительных мер по профилактике социального сиротства, гарантированного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их личностной самореализации и социальной реабилитации;
- дальнейшее комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации;
- создание на областном уровне условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- пропаганда здорового образа жизни и сохранение репродуктивного здоровья населения;