ЗАКОН

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

от 14 мая 2003 года N 383-ЗТО

О КОМПЛЕКСНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003-2006 ГОДЫ

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Закон Тульской области от 11.01.2006 N 677-ЗТО}
{Действие отдельных пунктов приостановлено с 01.01.2006 по 31.12.2006:
Закон Тульской области от 29.12.2005 N 665-ЗТО}

Принят
 Тульской областной Думой
 24 апреля 2003 года

Статья 1


Утвердить комплексную областную целевую программу по улучшению положения детей в Тульской области на 2003-2006 годы (далее - Программа) с финансированием в 2003 году из средств бюджета Тульской области в размере 6,46 млн. рублей (прилагается).

Статья 2


Начиная с 2003 года включать Программу в перечень региональных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Тульской области.

Установить, что в ходе реализации Программы мероприятия и объемы их финансирования подлежат ежегодному уточнению и корректировке с учетом возможностей бюджета Тульской области.

Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


     Председатель Тульской областной Думы
 О.Д. Лукичев

     Губернатор Тульской области
 В.А. Стародубцев



Приложение

к Закону Тульской области

"О комплексной областной целевой

программе по улучшению положения детей

в Тульской области на 2003-2006 годы"

Комплексная областная целевая программа по улучшению положения детей в Тульской области на 2003-2006 годы Паспорт комплексной областной целевой программы по улучшению положения детей в Тульской области на 2003-2006 годы


Наименование Программы

Комплексная областная целевая программа по улучшению положения детей в Тульской области на 2003-2006 годы

Основания для разработки Программы

Распоряжение Правительства РФ от 13.03.02 N292-р, постановление администрации Тульской области от 30.11.01 N 31 "О плане законодательной деятельности на 2002 год"

Государственные заказчики Программы

Департамент здравоохранения Тульской области, департамент образования Тульской области, департамент социального развития Тульской области, комитет Тульской области по делам женщин и демографической политике

Основные разработчики Программы

Департамент здравоохранения Тульской области, департамент образования Тульской области, департамент социального развития Тульской области, комитет Тульской области по делам женщин и демографической политике, комитет Тульской области по молодежной политике

Исполнители основных мероприятий Программы

Департамент социального развития Тульской области, департамент здравоохранения Тульской области, департамент образования Тульской области, департамент культуры Тульской области, комитет Тульской области по делам женщин и демографической политике, комитет Тульской области по молодежной политике, комитет Тульской области по физической культуре и спорту, Управление внутренних дел Тульской области, департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Тульской области, ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Тульской области", Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого

Перечень подпрограмм

"Здоровый ребенок", "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Поддержка семьи"

Цели Программы

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков; профилактика сиротства и обеспечение государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; комплексное решение проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для их полноценной жизни, интеграции с обществом; создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей; профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав, социальная реабилитация и адаптация; повышение статуса и ценности семьи в обществе, поддержка семьи как главного института социализации детей

Сроки реализации Программы

2003-2006 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования - 42,101 млн. рублей из средств бюджета Тульской области

Контроль за исполнением Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляют: департамент финансов Тульской области, контрольная комиссия областной Думы, комитет Тульской области по делам женщин и демографической политике



1. Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом


Численность детского населения (до 14 лет) на 01.01.2002 составила 239,1 тыс. человек или 14,1% от общей численности населения.

За 1999-2001 годы численность детского населения Тульской области (далее - область) уменьшилась на 23570 человек.

Уровень рождаемости остается одним из самых низких в стране и составляет 7,2 на 1000 населения (по России - 9,1). При этом происходит постоянный рост количества детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. Доля таких детей в общем числе родившихся составляет 24,8% (в 1999 г. - 22,6%).

Бракоразводные процессы носят негативный характер. В 2001 году в расчете на 1000 браков зарегистрировано 779 разводов (в 2000 г. - 731), за 7 месяцев 2002 года - 1191 развод. Треть разводов приходится на браки, просуществовавшие менее 5 лет. В результате разводов только за 2000-2001 годы более 11 тысяч детей оказались в неполных семьях.

Углубляются внутрисемейные проблемы, связанные с ростом алкоголизма, наркомании, насилия и жестокости.

Ухудшается репродуктивное здоровье населения. На высоком уровне остается число абортов. Около 18% супружеских пар страдают бесплодием, лечение которого в настоящее время является одним из самых дорогих видов медицинской помощи.

Отмечается тенденция к ежегодному росту заболеваемости детей и подростков. Общая заболеваемость детей в 1999 году составляла 1612,0 случаев на 1000 детского населения, в 2001 году - 1890,0. Заболеваемость новорожденных на протяжении ряда лет составляет 230-240 человек на 1000 родившихся детей с преобладанием неврологической патологии.

Прогрессивно ухудшается здоровье школьников. В 2001 году доля практически здоровых детей школьного возраста составила лишь 20,9%. В процессе школьного обучения увеличивается число детей с заболеваниями нервной и эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта, нарушением зрения, функциональными изменениями сердечно-сосудистой системы.

Дети испытывают круглогодичную поливитаминную недостаточность, дефицит микроэлементов, в том числе йода и кальция, что приводит к развитию патологии опорно-двигательного аппарата, зубочелюстной системы, органов зрения, заболеваниям органов пищеварения и эндокринной системы.

За последние три года количество детей-инвалидов (в возрасте до 14 лет) увеличилось на 8,8% и составило 6158 человек. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, высокий уровень заболеваемости родителей, низкий уровень жизни многих семей.

В целях профилактики детской инвалидности проводится обследование новорожденных на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, аудиологический скрининг.

Постоянное укрепление материально-технической базы роддомов и детских отделений учреждений здравоохранения создают благоприятные условия для реабилитации в ранние сроки детей, родившихся с различной патологией.

Вместе с тем из-за отсутствия средств не в полном объеме осуществляется оздоровление детей-инвалидов с родителями по типу "Мать и дитя".

Медицинские учреждения недостаточно оснащены современной диагностической и реанимационной аппаратурой, учреждения для детей с умственными и физическими ограничениями - техническими средствами реабилитации, образовательные учреждения - средствами доступа для детей-инвалидов. Областная психолого-медико-педагогическая комиссия не обеспечена транспортом для осуществления обследования детей-инвалидов в отдаленных районах области.

В условиях социально-экономической нестабильности, осложненной нравственной деградацией семей, продолжается рост численности детей, оставшихся без попечения родителей.

В области насчитывается 6555 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (без учета усыновленных). Большинство детей находится под опекой (попечительством) в семьях. Более 2000 детей-сирот находятся в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

Органами опеки и попечительства недостаточно эффективно проводится профилактическая работа с неблагополучными семьями, не всегда оказывается специализированная помощь детям, подвергшимся жестокому обращению, нуждающимся в социальной и психологической реабилитации. Медленными темпами развивается такие формы устройства на воспитание детей, как приемная семья и детский дом семейного типа.

Достаточно острыми остаются вопросы постинтернатной адаптации воспитанников детских домов и школ-интернатов. Нередко остаются нерешенными проблемы трудоустройства и обеспечения жильем таких детей.

Ухудшение социально-экономического положения многих тульских семей, безработица, возросшая миграция населения, особенно из неблагоприятных в экономическом и социальном отношении регионов, остро отразились на положении детей, привели к росту безнадзорности, беспризорности, преступности и правонарушений в детской и подростковой среде. Нарастающими темпами распространяется наркомания и токсикомания среди детей.

На учете в органах внутренних дел состоят 4527 подростков-правонарушителей. В 2002 году органами социальной защиты населения поставлено на учет 4170 безнадзорных и беспризорных детей, что почти в два раза превышает показатель 2001 года.

В области сложилась определенная система работы с одаренными детьми.

Функционируют 20 гимназий, 10 лицеев, 45 школ с углубленным изучением предметов. Большую роль в развитии одаренных детей и подростков играет научно-исследовательская деятельность, которую общеобразовательные учреждения осуществляют совместно с учреждениями высшего профессионального образования. Создана и успешно функционирует система областных предметных олимпиад.

Учащиеся образовательных учреждений принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников. В 2002 году по итогам Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам тульские школьники получили 23 награды Министерства образования Российской Федерации. Двое учащихся приглашены в сборную России на международной олимпиаду по биологии. Одаренные дети стали победителями престижных международных выставок, конкурсов, конференции: международной конференции школьников "Старт в науку", российской выставки "Шаг в будущее", международной выставки "Экспо-наука 2002". Стало традицией ежегодное проведение фестивалей детского художественного творчества, спортивных соревнований. Открыто 19 областных профильных лагерей, в которых подростки развивают свои творческие способности.

Осуществляется премирование одаренных детей за творческие достижения, успехи в науке, спорте, искусстве, в том числе награждение золотыми медалями "За особые успехи в учении".

Вместе с тем в целях совершенствования работы с одаренными детьми необходимо решение ряда проблем, которые сдерживают развитие творческого потенциала области.

Все перечисленное свидетельствует о необходимости принятия программы, направленной на решение широкого спектра проблем детей и семьи.

В сложившихся условиях необходимо создание системы государственной поддержки семьи в различных сферах жизнедеятельности, включающей в себя охрану репродуктивного здоровья семьи, пропаганду здорового образа жизни, ценности семьи, подготовку молодежи к семейной жизни.

Так как на современном этапе система амбулаторно-поликлинической помощи не оказывает значительного влияния на формирование здоровья детей, решать данную проблему необходимо с учетом педагогических, психологических, социальных и медицинских факторов. Это предполагает активизацию деятельности учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной защиты населения, родителей и самих детей в вопросах формирования здорового образа жизни, воспитания гармонично развитого подрастающего поколения.

Необходимо осуществление скоординированного комплекса мероприятий по созданию условий для нормальной жизнедеятельности детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются.

Комплексного решения требуют проблемы профилактики социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.

Сложность и специфика работы с одаренными детьми требуют привлечения различных специалистов: педагогов, психологов, ученых, деятелей культуры и спорта, имеющих навыки работы с одаренными детьми.

Необходимо совершенствование учебно-материальной базы образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми. В целях обеспечения доступности образования соответствующего уровня требуется оказание материальной и моральной поддержки одаренным детям.

Комплексная областная целевая программа по улучшению положения детей в Тульской области на 2003-2006 годы будет способствовать формированию организационного и финансового механизма реализации социальной политики в отношении детей.

2. Цели и задачи Программы


Целями Программы является:

- повышение статуса и ценности семьи как главного института социализации детей;

- сохранение и укрепление здоровья детей, повышение интеллектуального, трудового и оборонного потенциала страны;

- комплексное решение проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для их полноценной жизни, интеграции с обществом;

- обеспечение дополнительных мер по профилактике социального сиротства, гарантированного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их личностной самореализации и социальной реабилитации;

- дальнейшее комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации;

- создание на областном уровне условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.

Программа предусматривает решение следующих задач:

- пропаганда здорового образа жизни и сохранение репродуктивного здоровья населения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»