ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА НА 2003-2005 ГОДЫ
ПАСПОРТ
Областной целевой программы развития экспорта
на 2003-2005 годы
Наименование Программы | Областная целевая программа развития экспорта на 2003-2005 годы (далее - Программа) |
Основание для | Федеральный закон от 13.10.95 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»; Федеральный закон от 04.01.99 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»; постановление Правительства Российской Федерации от 8.02.96 № 123 «О Федеральной программе развития экспорта» |
Государственный заказчик | Департамент внешних экономических связей Тульской области (далее - департамент внешних экономических связей) |
Основные разработчики | Департамент внешних экономических связей |
Основные исполнители | Департамент внешних экономических связей; департамент промышленности Тульской области (далее -департамент промышленности); департамент экономического развития Тульской области (далее - департамент экономического развития); департамент предпринимательства и потребительского рынка Тульской области (далее - департамент предпринимательства и потребительского рынка); комитет Тульской области по науке (далее - комитет по науке); управление информационных технологий аппарата администрации Тульской области (далее - управление информационных технологий) |
Цель Программы | Создание необходимых условий для устойчивой работы предприятий-экспортеров, увеличение экспорта и повышение его эффективности, обеспечение на этой основе роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней |
Сроки реализации Программы | 2003-2005 годы |
Основные мероприятия Программы | Развитие внешнеторговых связей Тульской области с зарубежными странами; развитие экспортного потенциала; совершенствование инфраструктуры внешнеторговой деятельности, создание институциональных структур поддержки экспорта; развитие информационного обеспечения внешнеторговой деятельности и информационной поддержки продвижения экспортной продукции |
Объем и источники финансирования Программы | Объем финансирования из бюджета Тульской области (далее - бюджет области) составляет 100,0 млн. рублей, из них по годам: 2003 г. - 10,7 млн.рублей, 2004 г. - 30 млн.рублей, 2005 г. - 59,3 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации | Рост областного экспорта за счет совершенствования: - территориально-географической структуры на 5-7 процентов или на 950-980 млн.рублей, - товарной структуры на 3-5 процентов или на 850-870 млн.рублей; расширение объема экспортного производства на 750 млн.рублей; увеличение налогооблагаемой базы на 5-7 процентов в год, поступление дополнительных средств в бюджет; сохранение и создание рабочих мест за счет расширения и создания новых экспортоориентированных производств |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляют: - департамент внешних экономических связей, - департамент финансов Тульской области (далее - департамент финансов), - Тульская областная Дума |
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ
Состояние областного экспорта, тенденции его развития и прогнозные оценки объемов вывоза продукции на среднесрочную перспективу с учетом внешних и внутренних факторов свидетельствуют о том, что положение в этой сфере нельзя считать благополучным.
На развитие внешнеэкономических связей Тульской области оказывают негативное влияние такие факторы, как невысокий уровень производства, небольшие объемы инвестиций в реальный сектор экономики, недостаточное государственное содействие развитию экспортного потенциала, исчерпывание экспортных возможностей по многим товарным позициям экспортоориентированных отраслей.
В предстоящие годы потеряет стимулирующую силу для увеличения экспорта такой фактор, как более низкий уровень внутренних цен по сравнению с внешнеторговыми на ряд товаров российского экспорта. В связи с систематическим ростом внутренних цен и их выравниванием по отношению к мировым может существенно снизиться экономическая эффективность экспорта.
Негативное влияние на развитие экспортного потенциала оказывает также снижение инвестиций на обновление и модернизацию основного капитала, особенно парка машин и оборудования, сокращение (в ряде приоритетных областей - полное прекращение) научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и фундаментальных исследований, прекращение разработки и внедрения новейших технологий.
Невысокая конкурентоспособность многих товаров часто связана с тем, что они не отвечают возросшим европейским и международным стандартам качества в первую очередь по таким критериям, как безопасность для потребителя и соответствие экологическим нормам.
Малые масштабы международного производственного кооперирования предприятий лишают Тульскую область возможности иметь ряд существенных преимуществ, получаемых в результате разделения труда: снижение цен на совместно выпускаемую продукцию и повышение ее качества за счет специализации и применения достижений партнеров в области науки и техники.
Актуальность проблемы усиливается на фоне практически не увеличивающейся в течение многих лет доли машиностроительной продукции в структуре тульского экспорта, а также обострения международной конкуренции, растущей государственной поддержки экспорта за рубежом и активного применения зарубежными государствами защитных мер в интересах своих товаропроизводителей.
Преодоление указанных негативных факторов возможно путем повышения конкурентоспособности промышленности, расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой продукции, совершенствования товарной и географической структуры экспорта, использования прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества.
Необходима координация усилий всех заинтересованных сторон, формирование долгосрочного сотрудничества между властными структурами и деловыми кругами с целью лоббирования торгово-экономических интересов Тульской области за рубежом. Совместная работа при активной государственной поддержке экспорта должна быть направлена на:
более активное использование потенциала предприятий военно-промышленного комплекса;
коммерциализацию научных разработок;
привлечение передовых зарубежных технологий путем содействия созданию совместных и иностранных предприятий в сфере материального производства;
использование валютных средств предприятий и банков для развития производственно-сбытовой инфраструктуры, на которую мог бы опереться промышленный экспорт;
использование российских лицензий на изобретения в качестве вклада в совместно создаваемые предприятия по производству новой продукции.
Это предполагает активное содействие региональных органов государственной власти предприятиям в развитии экспорта. Учитывая особенности экономики Тульской области, государственная поддержка необходима в первую очередь производителям машинотехнической продукции, однако содействие в развитии экспорта должно оказываться и традиционным для региона экспортерам химической продукции и металлов.
Разработка и принятие Программы актуальны и обусловлены необходимостью создания в области системы поддержки экспорта, консолидирующей усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций на основе единой региональной политики и программных методов. Эффективное решение обозначенных проблем возможно только при активной государственной поддержке в рамках областной целевой программы.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью Программы является создание условий для устойчивой работы предприятий-экспортеров, успешного продвижения выпускаемой ими продукции на внешний рынок, повышение эффективности областного экспорта и рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Основными задачами Программы являются:
- повышение уровня рентабельности экспорта на основе реализации проектов и экспортных программ предприятий, направленных на улучшение качества продукции. Ключевым моментом этого направления является создание и внедрение новых технологий;
- оптимизация структуры экспорта путем расширения производства товаров с максимальной экспортной эффективностью, в первую очередь машинотехнической и наукоемкой продукции, и переориентации экспортных поставок на наиболее эффективные внешние рынки;
- расширение масштабов экспортного производства на основе реализации экспортоориентированных инвестиционных проектов предприятий;
- вовлечение во внешнеторговый оборот ранее неиспользуемых товаров и услуг с учетом оценки их экспортного потенциала и определения затрат, связанных с их вовлечением в оборот;