Действующий

Об областной целевой программе развития экспорта на 2003-2005 годы

Приложение
к Закону Тульской области
«Об Областной целевой программе развития экспорта на 2003-2005 годы»


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА НА 2003-2005 ГОДЫ


ПАСПОРТ
Областной целевой программы развития экспорта
 на 2003-2005 годы

Наименование Программы

Областная целевая программа развития экспорта

на 2003-2005 годы (далее - Программа)

Основание для
разработки
Программы

Федеральный закон от 13.10.95 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»;

Федеральный закон  от 04.01.99 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 8.02.96 № 123 «О Федеральной программе развития экспорта»

Государственный заказчик
Программы

Департамент внешних экономических связей Тульской области (далее - департамент внешних экономических связей)

Основные разработчики
Программы

Департамент внешних экономических связей   

Основные исполнители
Программы

Департамент внешних экономических связей;  департамент промышленности Тульской области (далее -департамент промышленности); департамент экономического развития Тульской области (далее - департамент экономического развития); департамент предпринимательства и потребительского рынка Тульской области (далее - департамент предпринимательства и потребительского рынка); комитет Тульской области по науке (далее - комитет по науке); управление информационных технологий аппарата администрации Тульской области (далее - управление информационных технологий)

Цель Программы

Создание необходимых условий для устойчивой работы предприятий-экспортеров, увеличение экспорта и повышение его эффективности,  обеспечение на этой основе роста налоговых  поступлений в бюджеты всех уровней

Сроки реализации Программы

2003-2005 годы

Основные мероприятия

Программы

Развитие внешнеторговых связей Тульской области с     зарубежными странами;

развитие экспортного потенциала;

совершенствование инфраструктуры внешнеторговой деятельности, создание институциональных структур поддержки экспорта;

развитие информационного обеспечения внешнеторговой деятельности и информационной поддержки продвижения экспортной продукции

Объем и источники финансирования Программы

Объем финансирования из бюджета Тульской области (далее - бюджет области) составляет  100,0 млн. рублей, из них по годам: 2003 г. - 10,7 млн.рублей, 2004 г. -  30 млн.рублей,  2005 г. - 59,3 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации
Программы

Рост областного экспорта за счет совершенствования:

- территориально-географической структуры на 5-7 процентов или на 950-980 млн.рублей,

- товарной структуры на 3-5 процентов или на 850-870 млн.рублей;

расширение объема экспортного производства на 750 млн.рублей;

увеличение налогооблагаемой базы на 5-7 процентов в год, поступление дополнительных средств в бюджет;

сохранение и создание рабочих мест за счет расширения и создания новых экспортоориентированных производств

Система организации контроля за исполнением

Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляют:

- департамент внешних экономических связей,

- департамент финансов Тульской  области (далее -   департамент финансов),

- Тульская областная Дума


 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ

Состояние  областного экспорта, тенденции его развития и прогнозные оценки объемов вывоза продукции на среднесрочную перспективу с учетом внешних и внутренних факторов свидетельствуют о том, что  положение в этой сфере нельзя считать благополучным.

На развитие внешнеэкономических связей Тульской области оказывают негативное влияние такие факторы, как невысокий уровень производства, небольшие объемы инвестиций в реальный сектор экономики, недостаточное государственное содействие развитию экспортного потенциала, исчерпывание экспортных возможностей по многим товарным позициям экспортоориентированных отраслей.

В предстоящие годы потеряет стимулирующую силу для увеличения экспорта такой фактор, как более низкий уровень внутренних цен по сравнению с внешнеторговыми на ряд товаров российского экспорта. В связи с систематическим ростом внутренних цен и их выравниванием по отношению к мировым может существенно снизиться экономическая эффективность экспорта.

Негативное влияние на развитие экспортного потенциала оказывает также снижение инвестиций на обновление и модернизацию основного капитала, особенно парка машин и оборудования, сокращение (в ряде приоритетных областей - полное прекращение) научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и фундаментальных исследований, прекращение разработки и внедрения новейших технологий.

Невысокая конкурентоспособность многих товаров часто связана с тем, что они не отвечают возросшим европейским и международным стандартам качества в первую очередь по таким критериям, как безопасность для потребителя и соответствие экологическим нормам.  

Малые масштабы международного производственного кооперирования предприятий лишают Тульскую область возможности иметь ряд существенных преимуществ, получаемых в результате разделения труда: снижение цен на совместно выпускаемую продукцию и повышение ее качества за счет специализации и применения достижений партнеров в области науки и техники.

Актуальность проблемы усиливается на фоне практически не увеличивающейся в течение многих лет доли машиностроительной продукции в структуре тульского экспорта, а также обострения международной конкуренции, растущей государственной поддержки экспорта за рубежом и активного применения зарубежными государствами защитных мер в интересах своих товаропроизводителей.

Преодоление указанных негативных факторов возможно путем  повышения конкурентоспособности промышленности, расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой продукции, совершенствования товарной и географической структуры экспорта, использования прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества.

Необходима координация усилий всех заинтересованных сторон, формирование долгосрочного сотрудничества между властными структурами и деловыми кругами с целью лоббирования торгово-экономических интересов Тульской области за рубежом. Совместная работа при активной государственной поддержке экспорта должна быть направлена на:

       более активное использование потенциала предприятий военно-промышленного комплекса;

       коммерциализацию научных разработок;

       привлечение передовых зарубежных технологий путем содействия созданию совместных и иностранных предприятий в сфере материального производства;

       использование валютных средств предприятий и банков для развития производственно-сбытовой инфраструктуры, на которую мог бы опереться промышленный экспорт;

       использование российских лицензий на изобретения в качестве вклада в совместно создаваемые предприятия по производству новой продукции.

Это предполагает активное содействие региональных органов государственной власти предприятиям в развитии экспорта. Учитывая особенности экономики Тульской области, государственная поддержка необходима в первую очередь производителям машинотехнической продукции, однако содействие в развитии экспорта должно оказываться и традиционным для региона экспортерам химической продукции и  металлов.

Разработка и принятие Программы актуальны и обусловлены необходимостью создания в области системы поддержки экспорта, консолидирующей усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций на основе единой региональной политики и программных методов. Эффективное решение обозначенных проблем возможно только при активной государственной поддержке в рамках областной целевой программы.

 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью Программы является создание условий для устойчивой работы предприятий-экспортеров, успешного продвижения выпускаемой ими продукции  на внешний рынок, повышение эффективности областного экспорта и  рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Основными задачами Программы являются:

- повышение уровня рентабельности экспорта на основе реализации проектов и экспортных программ предприятий, направленных на улучшение качества продукции. Ключевым моментом этого направления является создание и внедрение новых технологий;

- оптимизация структуры экспорта путем расширения производства товаров с максимальной экспортной эффективностью, в первую очередь машинотехнической и наукоемкой продукции, и переориентации экспортных поставок на наиболее эффективные внешние рынки;

- расширение масштабов экспортного производства на основе реализации экспортоориентированных инвестиционных проектов предприятий;

          - вовлечение во внешнеторговый оборот ранее неиспользуемых товаров и услуг с учетом оценки их экспортного потенциала и определения затрат, связанных с их вовлечением в оборот;