к Закону Тульской области
«Об Областной целевой программе «Государственная поддержка
малого предпринимательства Тульской области на 2003 год»
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2003 ГОД»
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 ГОД»
Наименование | - Областная целевая программа «Государственная поддержка малого предпринимательства в Тульской области на 2003 год» (далее - Программа) |
Основание для разработки | - Федеральный закон от 14.06.95 № 88-ФЗ (ред. от 21.03.2002) «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Закон Тульской области от 21.09.99 № 152-ЗТО «О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Тульской области» |
Государственный заказчик Программы | - Департамент предпринимательства и потребительского рынка Тульской области |
Основной разработчик | - Департамент предпринимательства и потребительского рынка Тульской области |
Основные исполнители | - Департамент предпринимательства и потребительского рынка Тульской области, департамент экономического развития Тульской области, управление информационных технологий аппарата администрации Тульской области, департамент образования Тульской области, комитет Тульской области по науке |
Цель Программы | - Создание благоприятных условий для интенсивного развития малого предпринимательства и повышения его вклада в решение социально-экономических проблем области |
Сроки реализации | - 2003 год |
Основные мероприятия | -1.Формирование региональной политики поддержки малого предпринимательства. |
Ожидаемые результаты | - Рост численности занятых в сфере малого предпринимательства Тульской области на 1000 человек; |
Объемы и источники | - Общий объем финансирования - 42,4 млн. рублей, в том числе 21,5 млн. рублей из средств бюджета Тульской области (3,5 млн. рублей на возвратной основе и 18,0 млн. рублей в виде государственных гарантий Тульской области) и 20,4 млн. рублей - привлеченные средства (по согласованию) |
Система организации | - Контроль за реализацией Программы осуществляют департамент предпринимательства и потребительского рынка Тульской области, департамент финансов Тульской области, Тульская областная Дума |
1.Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом
В течение последнего десятилетия малое предпринимательство как в Тульской области (далее - область), так и в целом в России сформировалось в самостоятельный сектор экономики, обрело правовой статус.
Сектор малого предпринимательства в области составляют 6,4 тыс. малых предприятий с общим количеством работающих 62,0 тыс. человек и 52,58 тыс. предпринимателей без образования юридического лица, учтенных в качестве налогоплательщиков.
Доля субъектов малого предпринимательства в общем объеме выпуска товаров и услуг в целом по области за 2001 год составила около 29 %, в том числе в промышленности - 4 %, в строительстве - 55,3 % и около 86 % в торговле; в налоговых доходах консолидированного бюджета области доля субъектов малого предпринимательства, рассчитанная по сведениям от органов местного самоуправления муниципальных образований, оценивается на уровне 9,4 %.
Объем производства товаров и услуг малых предприятий возрос по сравнению с 2000 годом на 10 %, в том числе на 30 % - в среднем по промышленному сектору, в 2,5 раза - в ЖКХ и более чем на 70 % - в бытовом обслуживании. Наиболее высокие темпы развития в первой половине 2002 года отмечены статистикой в легкой, пищевой, медицинской, химической и нефтехимической промышленности.
Изменился отраслевой состав в сторону уменьшения доли торговли и общественного питания до 40,8 %; удельный вес предприятий, задействованных в промышленности, сохранился на уровне 15,2 %, в строительстве - 13,2 %, в сельском хозяйстве - 3,7 % от общего количества малых предприятий.
Динамика изменения объема налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства за последние 5 лет положительна и отражает развитие налогооблагаемой базы малых предприятий. В 2001 году в бюджеты всех уровней поступило 1228,1 млн. рублей, в том числе 621,0 млн. рублей в консолидированный бюджет области.
Сохраняется неравномерность развития малого предпринимательства по муниципальным образованиям. Количество субъектов малого предпринимательства на 1000 человек экономически активного населения колеблется в диапазоне от 98 в муниципальном образовании - город Новомосковск и Новомосковский район Тульской области до 8 в муниципальном образовании «Каменский район» Тульской области.
Наряду с ростом или стабилизацией в большинстве отраслей малого предпринимательства, очевидна стагнация в создании новых малых инновационных предприятий.
За 2001 год общий объем инвестиций в основной капитал малых предприятий, по данным государственной статистики, составил 175,2 млн.рублей или 2 % от общего объема инвестиций по области. За 1 квартал 2002 года этот показатель на 5 % ниже, чем за соответствующий период 2001 года. Неудовлетворительное состояние инвестиционного процесса было характерным для малого предпринимательства последние 5 лет, что проявилось в виде небольшого замедления темпа роста объема произведенной продукции и оказанных услуг.
Несмотря на принимаемые меры государственной поддержки малого предпринимательства, полностью реализовать его потенциал не позволяют следующие основные проблемы:
наличие неоправданных административных барьеров во взаимоотношениях предпринимателей и органов власти, неупорядоченный контроль со стороны государственных структур;
недоступность банковских кредитных ресурсов для большинства субъектов малого предпринимательства по причине недостаточного залогового обеспечения;
слабая кооперация крупных производственных компаний и малых предприятий;
недостатки в разработке и реализации значительного числа муниципальных программ поддержки малого предпринимательства, их недостаточное ресурсное обеспечение;
недостаточный уровень профессиональных знаний руководителей и специалистов малых предприятий в вопросах рыночной экономики и управления;
неполная информированность хозяйствующих субъектов, затруднения в получении консультаций специалистов, отсутствие соответствующих деловых услуг, особенно в ряде муниципальных образований;