Действующий

Об областной целевой программе "Государственная поддержка малого предпринимательства в Тульской области на 2003 год"

      

          Приложение

к Закону Тульской области
«Об Областной целевой программе «Государственная поддержка
малого предпринимательства Тульской области на 2003 год»


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2003 ГОД»


ПАСПОРТ

ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 ГОД»

Наименование   
Программы

 - Областная целевая программа «Государственная поддержка малого предпринимательства в Тульской области на 2003 год» (далее - Программа)

Основание для разработки   
Программы       

- Федеральный закон от 14.06.95 № 88-ФЗ (ред. от 21.03.2002) «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Закон Тульской области от 21.09.99 № 152-ЗТО «О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Тульской области»

Государственный заказчик  Программы       

- Департамент предпринимательства и потребительского рынка Тульской области

Основной разработчик
Программы

- Департамент предпринимательства и потребительского рынка Тульской области

Основные исполнители
Программы

- Департамент предпринимательства и потребительского рынка Тульской области, департамент экономического развития Тульской области, управление информационных технологий аппарата администрации Тульской области, департамент образования Тульской области, комитет Тульской области по науке

Цель Программы                        

- Создание благоприятных условий для интенсивного развития малого предпринимательства и повышения его вклада в решение социально-экономических проблем области

Сроки реализации
Программы

- 2003 год

Основные мероприятия
Программы                      

-1.Формирование региональной политики поддержки малого предпринимательства.
2. Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства.
3. Стимулирование развития малого предпринимательства в научно-технической и инновационной сфере.
4. Развитие региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

Ожидаемые результаты
реализации Программы

- Рост численности занятых в сфере малого предпринимательства Тульской области на 1000 человек;
увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет Тульской области на 10 процентов;
увеличение доходов бюджета от мер финансово-кредитной поддержки на 36,49 млн. рублей;
из них 16,08 млн. рублей - увеличение поступлений в бюджет Тульской области.
В 2004 и последующих годах ожидается увеличение эффекта от реализованных в 2003 году мероприятий Программы в два раза

Объемы и источники
финансирования
Программы

- Общий объем финансирования - 42,4 млн. рублей, в том числе 21,5 млн. рублей из средств бюджета Тульской области (3,5 млн. рублей на возвратной основе и 18,0 млн. рублей в виде государственных гарантий Тульской области) и 20,4 млн. рублей - привлеченные средства (по согласованию)

Система организации
контроля за исполнением
Программы

- Контроль за реализацией Программы осуществляют департамент предпринимательства и потребительского рынка Тульской области, департамент финансов Тульской области, Тульская областная Дума

                                                                                       

                                

1.Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом

В течение последнего десятилетия малое предпринимательство как в Тульской области (далее - область), так и в целом в России сформировалось в самостоятельный сектор экономики, обрело правовой статус.

Сектор малого предпринимательства в области составляют  6,4 тыс. малых предприятий с общим количеством работающих  62,0 тыс.  человек и  52,58 тыс. предпринимателей без образования юридического лица, учтенных в качестве налогоплательщиков.

Доля  субъектов малого предпринимательства  в общем объеме выпуска товаров и услуг в целом по области за 2001 год составила около 29 %, в том числе  в промышленности - 4 %, в строительстве - 55,3  %  и около  86 %  в торговле;   в налоговых доходах  консолидированного бюджета области доля субъектов малого предпринимательства, рассчитанная по сведениям от органов местного самоуправления муниципальных образований, оценивается на уровне 9,4 %.

Объем производства товаров и услуг малых предприятий возрос по сравнению с 2000 годом на 10 %, в том числе на 30 % - в среднем по промышленному сектору, в 2,5 раза - в ЖКХ и более чем на 70 % - в бытовом обслуживании. Наиболее высокие темпы развития в первой половине 2002 года отмечены статистикой в легкой, пищевой, медицинской, химической и нефтехимической промышленности.

Изменился отраслевой состав в сторону уменьшения доли торговли и общественного питания  до 40,8 %; удельный вес предприятий, задействованных в промышленности, сохранился на уровне 15,2 %, в строительстве - 13,2 %,  в сельском хозяйстве - 3,7 % от общего количества малых предприятий.

Динамика изменения объема налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства  за последние 5 лет положительна и отражает развитие налогооблагаемой базы малых предприятий. В 2001 году в бюджеты всех уровней поступило 1228,1 млн. рублей, в том числе 621,0 млн. рублей в консолидированный бюджет области.

Сохраняется неравномерность развития малого предпринимательства по муниципальным образованиям. Количество субъектов малого предпринимательства на 1000 человек экономически активного населения колеблется в диапазоне от  98  в муниципальном образовании - город Новомосковск и Новомосковский район Тульской области до 8  в муниципальном образовании «Каменский  район» Тульской области.

Наряду с ростом или стабилизацией в большинстве отраслей малого предпринимательства, очевидна стагнация в создании новых малых инновационных предприятий.

За 2001 год общий объем инвестиций в основной капитал малых предприятий, по данным государственной статистики, составил 175,2 млн.рублей или 2 %  от общего объема инвестиций по области. За 1 квартал 2002 года этот показатель на 5 % ниже, чем за соответствующий период 2001 года. Неудовлетворительное состояние инвестиционного процесса было характерным для малого предпринимательства последние 5 лет, что проявилось в виде небольшого замедления темпа роста объема произведенной продукции и оказанных услуг.

Несмотря на принимаемые меры государственной поддержки малого предпринимательства, полностью реализовать его потенциал не позволяют следующие основные проблемы:

наличие неоправданных административных барьеров во взаимоотношениях предпринимателей и органов власти, неупорядоченный контроль со стороны государственных структур;

недоступность банковских кредитных ресурсов для большинства субъектов малого предпринимательства по причине недостаточного залогового обеспечения;

слабая кооперация крупных производственных компаний и малых предприятий;

недостатки в разработке и реализации значительного числа муниципальных программ поддержки малого предпринимательства, их недостаточное ресурсное обеспечение;

недостаточный уровень профессиональных знаний руководителей и специалистов малых предприятий в вопросах рыночной экономики и управления;

неполная информированность хозяйствующих субъектов, затруднения в получении консультаций специалистов, отсутствие соответствующих деловых услуг, особенно в ряде муниципальных образований;