Поступило налогов | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
в бюджеты всех уровней, млн.руб. | 362,4 | 274,1 | 337,4 | 547,4 | 843,9 |
в том числе в консолидированный бюджет Тульской области, млн.руб. | 198,9 | 163,4 | 213,3 | 358,7 | 530,6 |
темп роста, % | 82,2 | 130,5 | 168,2 | 147,9 |
Однако анализ данных официальной статистики, информации из муниципальных образований, а также практика реализации областной целевой программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Тульской области" и сопоставление показателей уровня развития малого предпринимательства в Тульской области с регионами, вышедшими на стадию саморазвития: город Москва, город Санкт-Петербург, Московская, Саратовская области, а по отдельным показателям и с другими субъектами РФ, указывают, что потенциал малых предприятий региона реализован недостаточно полно.
Среди основных причин невысокой эффективности деятельности малых предприятий наибольший вес имеют:
отсутствие у предприятий достаточного объема оборотных средств;
проблемы в доступе к кредитным ресурсам, неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки;
ограничение возможностей использования малыми предприятиями имущества реструктурируемых предприятий и неэффективно используемых производственных мощностей;
неполная информированность хозяйствующих субъектов, недоступность консультаций специалистов, отсутствие соответствующих деловых услуг, особенно в ряде муниципальных образований;
недостаточный уровень профессиональных знаний руководителей и специалистов малых предприятий в вопросах рыночной экономики.
На протяжении нескольких последних лет отсутствует заметный рост количества действующих малых предприятий и численности занятых на них.
Несмотря на ежегодное увеличение инвестиций в малое предпринимательство и преимущественную направленность их в промышленность и строительство, доля малых предприятий в общем объеме инвестиций по области очень мала и колеблется от 2 до 5% по отдельным муниципальным образованиям.
Слабо развивается инновационная деятельность. Количество малых предприятий, занятых в сфере науки и научного обслуживания, оценивается на уровне 100 единиц, большинство из них осуществляют деятельность около 10 лет; тенденция роста не наблюдается. Это особенно тревожно, так как этот круг предприятий производит конкурентоспособную продукцию, имеющую спрос за пределами области; их деятельность способствует притоку денежных средств в регион и стимулирует развитие смежных предприятий, в том числе крупных. Отдача от инвестиций в инновационные предприятия выше, чем в среднем по малому предпринимательству: рост объема производства в 2000 году по пятнадцати обследованным малым предприятиям инновационной сферы составил 189% .
Сохраняется неравномерность развития малого предпринимательства по муниципальным образованиям области. Количество субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей колеблется от 42,3 в Новомосковске и Новомосковском районе до 5,2 в Каменском районе.
Отсутствие на федеральном уровне норм, регулирующих отдельные отношения субъектов малого предпринимательства с органами государственной власти и другими субъектами права, тормозит развитие региональной нормативно-правовой базы.
Существуют проблемы с учетом деятельности и представлением информации по малому предпринимательству; не развиты методические основы реализации и оценки эффективности мер его государственной поддержки, в том числе осуществляемых с использованием средств бюджета.
Не преодолены в полной мере негативные факторы, сдерживающие процесс создания новых субъектов малого предпринимательства и провоцирующие их теневую деятельность:
проблемы административного характера, прежде всего на начальных этапах становления предприятия,
нестабильность правовой базы, регламентирующей деятельность субъектов малого предпринимательства, в том числе налогового режима.
Областная целевая программа "Государственная поддержка малого предпринимательства в Тульской области на 2002 год" является средством государственной политики, разработана в соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Законом Тульской области № 152-ЗТО "О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Тульской области" и направлена на преодоление проблем в развитии малого предпринимательства.
Раздел 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью государственной поддержки малого предпринимательства является обеспечение условий для его интенсивного развития, направленного на улучшение социально-экономической ситуации в Тульской области и выражающегося в росте численности занятых, объема производства, поступлений налоговых платежей в бюджет, а также в создании малых предприятий, в том числе в новых сферах деятельности.
Задачи Программы определяются ее конечной целью, заключаются в формировании правовой, налоговой и административной среды, способствующей активизации предпринимательской деятельности:
совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку;
развитие финансовых технологий, направленных на обеспечение доступности для субъектов малого предпринимательства кредитных средств коммерческих банков и привлечение в регион финансовых ресурсов;
стимулирование инвестиционной и инновационной активности предприятий;
развитие систем информационной поддержки, обеспечение равного доступа субъектов малого предпринимательства к широкому спектру деловых услуг независимо от их месторасположения;
формирование системы кадрового обеспечения и постоянного повышения квалификации руководителей и специалистов малых предприятий;