Действующий

Об областной целевой программе "Государственная поддержка малого предпринимательства в Тульской области на 2002 год"

Таблица 1

Поступило налогов

1996

1997

1998

1999

2000

в бюджеты всех уровней, млн.руб.

362,4

274,1

337,4

547,4

843,9

     в том числе в консолидированный бюджет Тульской области, млн.руб.

198,9

163,4

213,3

358,7

530,6

     темп роста, %

82,2

130,5

168,2

147,9

  

Однако анализ данных официальной статистики, информации из муниципальных образований, а также практика реализации областной  целевой программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Тульской области" и сопоставление показателей уровня развития малого предпринимательства в Тульской области с регионами, вышедшими на стадию саморазвития: город Москва, город Санкт-Петербург, Московская, Саратовская области,  а по отдельным показателям и с другими субъектами РФ, указывают,  что потенциал малых предприятий  региона  реализован недостаточно полно.

Среди основных причин невысокой эффективности  деятельности малых предприятий наибольший вес имеют:

отсутствие у  предприятий  достаточного  объема   оборотных средств;

проблемы в доступе к кредитным ресурсам, неразвитость механизмов   финансово-кредитной  поддержки;

ограничение возможностей использования малыми предприятиями имущества реструктурируемых предприятий и неэффективно используемых  производственных  мощностей;

неполная информированность хозяйствующих субъектов, недоступность консультаций специалистов, отсутствие соответствующих деловых услуг, особенно в ряде муниципальных образований;

недостаточный уровень профессиональных знаний руководителей и специалистов малых предприятий в вопросах рыночной экономики.

На протяжении нескольких последних лет отсутствует заметный рост количества действующих малых предприятий и численности занятых на них.

Несмотря на ежегодное увеличение инвестиций в малое предпринимательство и преимущественную направленность их в промышленность и строительство, доля малых предприятий в общем объеме инвестиций по области очень мала и колеблется  от 2 до 5% по отдельным муниципальным образованиям.

Слабо развивается инновационная деятельность. Количество малых предприятий, занятых в сфере науки и научного обслуживания, оценивается на уровне 100 единиц, большинство из них осуществляют деятельность около 10 лет;  тенденция роста не наблюдается. Это особенно тревожно, так как  этот круг предприятий производит конкурентоспособную продукцию, имеющую спрос  за пределами области; их деятельность способствует притоку денежных средств в регион и стимулирует развитие смежных предприятий, в том числе крупных. Отдача от инвестиций в инновационные предприятия выше, чем в среднем по малому предпринимательству: рост объема производства в 2000 году по пятнадцати обследованным малым предприятиям инновационной сферы составил 189% .

Сохраняется неравномерность развития малого предпринимательства по муниципальным образованиям области. Количество субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей колеблется от 42,3 в Новомосковске и Новомосковском районе до 5,2 в Каменском районе.

Отсутствие на федеральном уровне норм, регулирующих отдельные отношения субъектов малого предпринимательства с органами государственной власти и другими субъектами права, тормозит развитие региональной нормативно-правовой базы.

Существуют проблемы с учетом деятельности и представлением информации по малому предпринимательству; не развиты методические основы реализации и оценки эффективности мер его государственной поддержки, в том числе осуществляемых с использованием средств бюджета.

Не преодолены в полной мере негативные факторы, сдерживающие процесс создания новых субъектов малого предпринимательства и провоцирующие их теневую деятельность:

проблемы административного характера,  прежде всего на начальных этапах становления предприятия,

нестабильность правовой базы, регламентирующей деятельность субъектов малого предпринимательства, в том числе налогового режима.

Областная целевая программа   "Государственная   поддержка   малого предпринимательства в Тульской области на 2002 год" является средством государственной политики,  разработана в  соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 г.  № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в  Российской Федерации",  Законом Тульской области № 152-ЗТО "О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Тульской  области" и направлена на преодоление проблем в развитии малого предпринимательства.

Раздел 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Целью государственной поддержки малого предпринимательства является обеспечение условий для его интенсивного развития, направленного на улучшение социально-экономической ситуации в Тульской области и выражающегося в росте численности занятых, объема производства, поступлений налоговых платежей в бюджет, а также в создании малых предприятий, в том числе в новых сферах деятельности.

Задачи Программы определяются ее конечной целью, заключаются в формировании правовой, налоговой и административной среды, способствующей активизации предпринимательской деятельности:

совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку;

развитие финансовых технологий, направленных на обеспечение доступности для субъектов малого предпринимательства кредитных средств коммерческих банков и привлечение в регион финансовых ресурсов;

стимулирование инвестиционной и инновационной активности предприятий;

развитие систем информационной поддержки, обеспечение равного доступа субъектов малого предпринимательства к широкому спектру деловых услуг независимо от их месторасположения;

формирование системы кадрового обеспечения и постоянного повышения квалификации руководителей и специалистов малых предприятий;