ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 апреля 2003 года N 735-ПОД


Об исполнении Областного закона "Об отходах производства и потребления"

____________________________________________________________________
Снято с контроля на основании
постановления Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 13.10.2004 N 900-ПОД
____________________________________________________________________


Заслушав информацию Правительства Свердловской области об исполнении Областного закона от 19 декабря 1997 года N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления", Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области отмечает:

На территории Свердловской области зарегистрировано 1336 объектов размещения отходов. Накопление отходов составило более 8 млрд. тонн  и 70 млн. куб. метров промышленно-бытовых отходов, более 600 тысяч штук отработанных ртутных ламп. Только в 2001 году отходы предприятий составили 163,5 млн. тонн (из них более 13,6 млн. тонн - токсичные). Участниками отношений в сфере обращения с отходами являются органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований, а также предприятия и организации, расположенные на территории Свердловской области.

Органами исполнительной власти Свердловской области проведена существенная работа по реализации областного законодательства об отходах производства и потребления. Принят ряд нормативных актов, регулирующих вопросы контроля за размещением бытовых отходов на свалках, формирования экономически обоснованных тарифов по вывозке твердых и жидких бытовых отходов, утилизации изношенных автомобильных шин и отходов резинотехнического производства, определения и взимания платы за загрязнение окружающей природной среды, практики управления отходами, иные вопросы.

В настоящий период проводится паспортизация техногенных образований и формируется банк данных об отходах предприятий горно-металлургического комплекса Свердловской области. Для малых населенных пунктов разработан типовой проект полигонов для складирования твердых  и жидких бытовых отходов. Создан ряд специализированных организаций  по переработке и обезвреживанию отходов, финансирование которых  осуществляется за счет средств целевого бюджетного экологического фонда Свердловской области. Проводятся отбор и экспертиза научно-технических проектов по переработке отходов. Организуются ежегодные международные выставки, способствующие внедрению передовых технологий безопасного обращения с отходами. Реализуются проекты ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с нерегламентированным хранением опасных отходов на территориях муниципальных образований город Асбест и город Камышлов.

В различные годы на территории Свердловской области действовали федеральные и областные программы по переработке отходов и обеспечению экологической безопасности, в том числе программы переработки техногенных образований, обеспечения ртутной безопасности, предотвращения загрязнения окружающей среды полихлордифенилами. Программы имеют значительный социальный и экономический эффект. Например, за годы реализации программы "Переработка техногенных образований Свердловской области" переработано более 43 млн. тонн отходов, за счет которых произведено продукции на сумму 14 млрд. рублей и осуществлена экономия 50-70 млн. тонн минерального сырья. При этом финансирование мероприятий указанной программы осуществлялось в основном из внебюджетных источников.

С 2002 года на территории Свердловской области реализуется федеральная целевая программа "Экология и природные ресурсы России  на 2002-2010 годы".

Серьезное внимание переработке техногенных образований уделяется такими промышленными предприятиями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории Свердловской области, как закрытое акционерное общество "Нижнесергинский метизно-металлургический завод", открытое акционерное общество "Ураласбест", открытое акционерное общество "Высокогорский ГОК", открытое акционерное общество "Нижнетагильский металлургический комбинат", закрытое акционерное общество "Русский хром 1915", открытое акционерное общество "Первоуральский новотрубный завод".

В настоящее время реализуются 24 муниципальные экологические программы оценки, обезвреживания и захоронения отходов. В муниципальном образовании город Екатеринбург разработаны стратегии управления в системе обращения с твердыми бытовыми отходами и медицинскими отходами, внедряются соответствующие проекты. В весенне-летний период 2002 года на территориях муниципальных образований ликвидировано 460 мест несанкционированного складирования бытовых отходов.

В Свердловской области формируется система мониторинга и контроля за обращением с отходами производства и потребления, которая функционирует с участием муниципальных экологических служб, Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Свердловской области, федерального государственного учреждения "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Свердловской области", Прокуратуры Свердловской области.

Вместе с тем ряд положений Областного закона "Об отходах производства и потребления" исполняется ненадлежащим образом, что создает условия для усиления негативного воздействия техногенных факторов на окружающую среду.

Произошло существенное снижение инвестиций в реализацию экологических проектов. Фактическая структура затрат по финансированию программ в сфере обращения с отходами не соответствует планируемой. Так, финансирование программы "Переработка техногенных образований Свердловской области" в 1996-2001 годах из федерального и областного бюджетов составило соответственно 0,1 процента и 1,6 процента вместо 11 процентов и 15 процентов планируемых. В 2002 году общие затраты на реализацию программы уменьшились на 34 процента и составили 120 млн. рублей, из которых 116 млн. рублей - это собственные средства предприятий. Снижение объемов финансирования обусловлено противоречивой ситуацией, которая сложилась в правоприменительной практике формирования экологических фондов.

Отсутствует исчерпывающая нормативно-правовая база разделения полномочий между органами государственной власти Свердловской области в сфере обращения с отходами при осуществлении государственного экологического контроля и рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Не в полном объеме сформирована система учета образования и движения отходов производства и потребления. В 2002 году только 615 предприятий из 2800 представили необходимые материалы для проведения инвентаризации отходов в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Свердловской области.  

На территории Свердловской области отсутствуют объекты и оборудование для размещения и обезвреживания опасных отходов. При этом отмечаются случаи несанкционированного размещения и ввоза на территорию Свердловской области указанных отходов. Из 723 хозяйствующих субъектов 488 не имеют лицензий на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами.

Неблагополучная обстановка складывается в сфере размещения бытовых отходов. Для 81,3 процента мест размещения отходов не получены гидрогеологические заключения, для 53,9 процента - не оформлены землеотводные документы, для 93,3 процента - не выполнен проект обустройства и эксплуатации.

В целях реализации положений Областного закона "Об отходах производства и потребления" и создания условий для формирования механизма экономического стимулирования, обеспечивающего безопасное и рациональное обращение с отходами на территории Свердловской области, Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области

постановляет:

1. Информацию Правительства Свердловской области об исполнении Областного закона "Об отходах производства и потребления" принять  к сведению.

2. Рекомендовать Правительству Свердловской области:

1) определить в системе органов исполнительной власти Свердловской области в срок до 1 мая 2003 года уполномоченный орган, осуществляющий функцию государственного экологического контроля и мониторинга окружающей среды;

2) подготовить и направить в Областную Думу в срок до 1 сентября  2003 года предложения (проекты законодательных инициатив) по изменению федерального законодательства в части формирования механизма экономического стимулирования деятельности в сфере обращения с отходами, в том числе усиления экономической заинтересованности промышленных предприятий в надлежащем обращении с отходами, определения оснований и порядка отчуждения у собственника неиспользуемых отходов в целях их переработки, упрощения процедуры повторного получения промышленными предприятиями лицензий на обращение с отходами, определения порядка осуществления государственного экологического контроля за обращением  с отходами;

3) подготовить и внести на рассмотрение Областной Думы в срок  до 1 августа 2003 года проект областного закона о внесении изменений в Областной закон "Об отходах производства и потребления" в части уточнения полномочий органов государственной власти Свердловской области по вопросам правового регулирования, управления и контроля в сфере обращения с отходами;

4) подготовить и внести на рассмотрение Областной Думы проект областного закона о внесении изменений в Областной закон "О плате за землю на территории Свердловской области", предусмотрев возможность предоставления налоговых льгот по уплате земельного налога собственникам земельных участков, на которых расположены действующие или строящиеся производственные помещения и приемные пункты предприятий, осуществляющих сбор и переработку бытовых отходов (за исключением черных и цветных металлов);

5) подготовить и внести на рассмотрение Областной Думы в срок  до 1 августа 2003 года областную государственную целевую программу "Экология и природные ресурсы Свердловской области на 2004-2009 годы", предусмотрев в качестве одного из основных направлений ее реализации переработку техногенных образований Свердловской области и создание материально-технической базы обращения с промышленными и бытовыми отходами;

6) разработать механизм экономического стимулирования, обеспечивающий безопасное и рациональное обращение с отходами на территории Свердловской области, создающий условия для эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов с органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и представить  в Областную Думу информацию о принятых мерах в срок до 1 августа  2003 года;

7) рассмотреть возможность формирования государственного заказа на переработку и использование на территории Свердловской области отходов производства и потребления, а также возможность компенсации убытков предприятиям, занимающимся деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов;

8) создать специализированное предприятие по размещению и обезвреживанию опасных отходов и предусмотреть при формировании законопроекта об областном бюджете на 2004 год расходы на финансирование строительства объекта размещения опасных отходов;

9) утвердить порядок ведения государственного реестра мест захоронения отходов.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области:

1) утвердить муниципальные программы по обращению с отходами и обеспечить их реализацию, предусмотреть мероприятия по рекультивации полигонов, выведенных из эксплуатации;

2) разработать концепции (стратегии) управления в сфере обращения с бытовыми отходами на территориях муниципальных образований, организовать систему экологического мониторинга на объектах размещения бытовых отходов;

3) продолжить работу по проведению инвентаризации бытовых отходов и объектов их размещения в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 18.04.2000 N 309-ПП "О проведении инвентаризации отходов производства и потребления";

4) принять меры по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, усилить контроль за соблюдением санитарных правил устройства и содержания полигонов для твердых бытовых отходов, представить в Правительство Свердловской области в срок до 1 мая 2003 года информацию о выполнении постановления Правительства Свердловской области  от 10.11.95 N 58-п "Об усилении контроля за размещением бытовых отходов на свалках";

5) оказывать содействие субъектам малого предпринимательства в организации приемных пунктов и предприятий по сбору и переработке бытовых отходов.

4. Предложить федеральному государственному учреждению "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Свердловской области":

1) при проведении проверок состояния действующих мест размещения твердых бытовых отходов обратить внимание на наличие правоустанавливающих документов на использование земельных участков и положительного заключения государственной экологической экспертизы проектов их обустройства и эксплуатации;

2) регулярно проводить целевые проверки мест размещения бытовых отходов на территориях муниципальных образований и ужесточить меры воздействия в отношении организаций, не исполняющих требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части обеспечения надлежащего состояния территорий населенных пунктов и безопасного обращения с промышленно-бытовыми отходами;

3) при необходимости направлять материалы о нарушениях законодательства об отходах производства и потребления в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.

5. Предложить Главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Свердловской области:

1) представить в Областную Думу в срок до 1 сентября 2003 года информацию о ходе проведения инвентаризации отходов производства и потребления на территории Свердловской области;

2) оказать содействие в получении специализированными организациями лицензий на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами.

6. Поручить комитету Областной Думы по вопросам промышленной политики и хозяйственной деятельности (Шаймарданов Н.З.) ускорить разработку и внесение в Областную Думу проекта областного закона о вторичных ресурсах.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на комитет Областной Думы по вопросам промышленной политики и хозяйственной деятельности (Шаймарданов Н.З.).     


Председатель Областной Думы

Н.А.Воронин


Текст документа сверен по:
"Собрание законодательства Свердловской области",
N 4, 2003

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»