Действующий

О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2020 ГОДЫ (с изменениями на: 18.07.2006)


Параграф 3. Политика противодействия избыточным административным барьерам, препятствующим развитию малого предпринимательства

Административные барьеры - препятствия, связанные с необходимостью выполнения субъектами малого предпринимательства избыточных обязательных правил и процедур, предусмотренных законодательными и подзаконными актами, а также произвольные действия органов власти, затрудняющие развитие бизнеса.

Органами государственной власти Свердловской области последовательно реализуется политика по сокращению избыточного вмешательства в хозяйственную деятельность, устранению излишних административных барьеров, мешающих бизнесу. В 2002 - 2005 годах в Свердловской области на основе федеральных нормативных правовых актов упрощен порядок регистрации субъектов хозяйственной деятельности, в несколько раз сокращено число лицензируемых видов деятельности, упорядочены плановые проверки субъектов малого предпринимательства. Приоритетное направление получило продвижение механизма добровольной сертификации продукции. Введен порядок приостановления деятельности малых предприятий, нарушающих законодательные требования, исключительно по суду. С учетом интересов предпринимателей по снижению административных барьеров приняты ведомственные нормативные акты правоохранительными органами. В два раза сокращен срок оформления документов на предоставление в пользование земельных участков. Контрольно-надзорные органы в Свердловской области в 2 - 3 раза уменьшили число проверок в сфере малого предпринимательства, а число проверок субъектов малого бизнеса государственными органами по соблюдению лицензионных требований и условий за четыре года сократилось в 6 раз. По ряду государственных услуг, предоставляемых предпринимателям, начал внедряться принцип "одного окна", способствующий сокращению времени на различные согласования, уменьшению затрат при выполнении обязательных административных процедур. В результате, по данным социологических опросов, около 40 процентов предпринимателей не сталкиваются с административными барьерами, а вопросы регистрации, лицензирования и сертификации перестают входить в число существенных барьеров и вызывают озабоченность только у 7 - 8 процентов опрошенных руководителей малых предприятий.

В то же время административная нагрузка на свободные рыночные предпринимательские отношения по-прежнему превышает оптимальный уровень. По данным социологических опросов, при прохождении административных процедур в Свердловской области 38 процентов предпринимателей имеют проблемы. По оценке предпринимателей, наиболее высок уровень избыточных административных ограничений в области налогового администрирования, доступа к кредитно-финансовым, земельным и имущественным ресурсам, в области инспекций, проверок и согласований.

В вертикали власти: федеральный - областной - муниципальный уровень, где малый бизнес несет тройственное бюрократическое давление, центр тяжести неоправданных административных барьеров начал смещаться на муниципальный уровень. Нормативные акты органов местного самоуправления не всегда соответствуют областному и федеральному законодательству, зачастую носят фискальный характер и не только не способствуют, но и тормозят развитие предпринимательской активности на своей территории, ухудшают состояние конкуренции. Имеют место ограничения на территориальное перемещение товаров, незаконное регулирование цен и введение сертификации услуг, взыскание не предусмотренных законодательством сборов, требование обязательного представления не предусмотренных законодательством документов, вмешательство во внутренние дела предприятий и попытки административного регулирования их деятельности, неправомерное предоставление одному или нескольким хозяйствующим субъектам льгот, создающих неравные условия доступа на рынок.

Для расширения своего дела предпринимателям в возрастающих объемах необходимы различные инвестиционные и материальные ресурсы, но чтобы их получить и привести в действие приходится выполнять громоздкие административные процедуры, излишне усложненные обязательные требования законодательства, подзаконных актов и многочисленных ведомственных инструкций, создаваемых зачастую раздутым бюрократическим аппаратом всех уровней. Особенно сложны и обременительны согласительно-разрешительные процедуры на землеотвод, строительство, согласование проектной документации, не прозрачны процедуры получения в аренду недвижимости.

Из-за наличия избыточных административных и иных барьеров, завышенных издержек входа на рынок и в процессе текущей деятельности не в полной мере реализуется предпринимательский потенциал населения, снижается конкурентоспособность малых предприятий и их финансовая устойчивость, создаются возможности для ограничения прав собственности.

Приоритетные направления политики Правительства Свердловской области по административному регулированию и содействию в развитии малого предпринимательства:

1) улучшение качества и доступности государственных услуг субъектам малого предпринимательства, повышение эффективности и прозрачности деятельности органов исполнительной власти, упрощение административных процедур, внедрение в органах исполнительной власти принципов управления по результатам, механизмов противодействия коррупции;

2) устранение избыточных контрольно-надзорных, экспертных, согласительно-разрешительных функций органов исполнительной власти, возлагающих дополнительные обязанности на предпринимателей, а также функций, затрудняющих реализацию гражданами своих конституционных прав на предпринимательскую деятельность;

3) содействие процессу оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, смещения усилий по административному регулированию развития малого предпринимательства с федерального на региональный и муниципальный уровни, передаче части функций федеральных органов государственной власти по контролю и надзору субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления для приближения контрольной практики к объектам контроля, ограничения административного давления на малый бизнес, который в условиях реформы местного самоуправления становится экономической основой, наполнителем бюджета муниципальных образований;

4) содействие процессу сужения сферы государственного контроля (разгосударствление практики контроля) с одновременным усилением компенсаторных контрольных функций негосударственного контроля путем содействия созданию института саморегулируемых организаций и широкой сети общественных объединений предпринимателей, охватывающих большую часть субъектов малого бизнеса, которые на первом этапе могут выступать в роли обязательных независимых представителей при проведении государственных проверок, а затем заменить часть специализированных органов государственного контроля;

5) формирование эффективно работающего механизма разрешения споров между субъектами малого предпринимательства и исполнительными органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления за счет совершенствования административных процедур, соблюдения принципа добросовестности субъекта малого предпринимательства, досудебного рассмотрения жалоб и содействия предпринимателям в применении судебных механизмов;

6) уменьшение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров, снижение коррупционных потерь в сфере малого предпринимательства;

7) учет общественных интересов и интересов потребителей в производстве субъектами малого предпринимательства качественных товаров, работ и услуг с интересами предпринимателей по упорядочению и сокращению проверок выполнения обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных нормативными правовыми актами.

В целях снижения уровня административного регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства необходимо решение следующих задач:

1) разработка и внедрение административных регламентов, стандартов государственных услуг;

2) организация постоянного бесплатного информирования субъектов малого предпринимательства о правах, функциях и действиях контролирующих и надзорных органов, расширение практики применения и эффективности действия принципа "одного окна" при выполнении субъектами малого предпринимательства обязательных административных процедур;

3) координация совместных действий исполнительных органов государственной власти Свердловской области и территориальных структур федеральных служб, осуществляющих на территории Свердловской области функции пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора, энергонадзора, надзора в сфере защиты прав потребителей, надзора в сфере природопользования, градостроительного и архитектурного контроля, функции в области лицензирования и сертификации продукции и услуг;

4) налаживание взаимодействия с объединениями предпринимателей для информирования соответствующих структур Правительства Свердловской области о действиях должностных лиц, принимающих решения, которые создают дискриминационные условия для хозяйственной деятельности предпринимателей;

5) упорядочение контрольной деятельности органов исполнительной власти, недопущение дублирования проверок, препятствование превращению контрольных функций в бюрократическую процедуру, не оказывающую реального влияния на качество товаров и услуг, сокращение контролируемых видов деятельности и числа контролирующих инстанций без ущемления прав потребителей и общественных интересов, содействие переходу от системы обязательных плановых проверок к системе реагирования на факты нарушения законов, проверок по жалобам заявителей (кроме производств, где есть угроза безопасности и здоровью граждан);

6) создание системы эффективных и доступных по стоимости механизмов юридической защиты и поддержки субъектов малого предпринимательства при рассмотрении дел в арбитражных судах; создание по инициативе предпринимателей центра по разрешению корпоративных споров, объединяющего все виды внесудебных процедур (общественный арбитраж, третейский суд, центр посредничества), взаимодействие с территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по обмену информацией и досудебному рассмотрению жалоб и заявлений предпринимателей с целью защиты их интересов на действия исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления Свердловской области;

7) содействие разработке и введению механизма ответственности контролирующих инстанций и их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих за нарушения, допущенные при осуществлении ими контрольных функций, нанесение ущерба субъекту малого предпринимательства административными решениями;

8) развитие системы персонификации лиц, имеющих право проверки субъектов малого предпринимательства, для повышения степени индивидуальной ответственности проверяющих за организацию и результаты проверки и эффективности контроля за деятельностью проверяющих, в том числе со стороны объединений предпринимателей;

9) создание системы антикоррупционных мер путем предоставления возможности участия в разработке законопроектов тем субъектам малого предпринимательства и их объединениям, чьи интересы затрагивают эти законопроекты, введения антикоррупционной экспертизы законопроектов, других проектов нормативных правовых актов органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления с привлечением независимых экспертов;

10) препятствование практике навязывания субъектам малого предпринимательства вынужденных платных услуг организаций, сопряженных с контрольно-надзорными органами;

11) разработка методики исследования оценки предпринимателями качества и доступности предоставляемых государственных и муниципальных услуг, содействующих развитию малого бизнеса;

12) содействие проведению исследований по проблемам экономических причин административных барьеров, экономических факторов, порождающих и питающих те или иные формы административного давления на предпринимательскую среду.

Показателями эффективности работы по устранению административных барьеров являются: сокращение сроков прохождения административных процедур по официальному оформлению документов, регламентирующих хозяйственную деятельность, реальное снижение неналоговой финансовой нагрузки на субъекты малого предпринимательства, повышение степени удовлетворения качеством государственных услуг, которые определяются в соответствии с мировой практикой по соответствующей методике методом социологических исследований.

Совокупные затраты субъектов малого предпринимательства Свердловской области на вхождение в рынок и осуществление деятельности планируется снизить с 9 - 10 процентов от выручки в 2005 году до 3 процентов к 2010 году и приблизить этот показатель к уровню соответствующего показателя в развитых странах и к показателю снижения издержек на преодоление административных барьеров, предусмотренных в федеральной целевой программе по административной реформе. Уменьшение административного давления на бизнес будет стимулировать создание новых и последовательную легализацию деятельности тех субъектов малого предпринимательства, которые практиковали теневую деятельность.