Действующий

О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2020 ГОДЫ (с изменениями на: 18.07.2006)


Параграф 2. Развитие системы финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой поддержки малого предпринимательства

Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса будет и впредь оставаться одним из основных механизмов государственной поддержки и развития малого предпринимательства. Малый бизнес неоднороден как по видам экономической деятельности, так и по уровню своего развития и, следовательно, нуждается в различных механизмах финансовой поддержки, позволяющих наиболее эффективно достигать целей развития малого предпринимательства.

Для облегчения доступа субъектов малого предпринимательства Свердловской области к финансовым средствам основное внимание необходимо уделить развитию следующих механизмов государственной финансовой поддержки:

1) предоставление субъектам малого предпринимательства залогового обеспечения исполнения их обязательств по кредитам коммерческих банков - один из приоритетных механизмов государственной финансовой поддержки малого предпринимательства. Развитие этого механизма обеспечит разделение рисков невозврата кредита между всеми участниками финансово-кредитных отношений, облегчит доступ субъектов малого предпринимательства к ресурсам коммерческих банков. Ресурсное обеспечение этого механизма за счет средств областного бюджета увеличится с 10,5 млн. рублей в 2005 году до 50 - 70 млн. рублей к 2010 году, 280 - 300 млн. рублей - к 2015 году, 900 - 1000 млн. рублей - к 2020 году;

2) предоставление инвестиционных займов субъектам малого предпринимательства, развивающим производство товаров и услуг. Финансовое обеспечение этого механизма из областного бюджета необходимо осуществлять в переходный период в условиях затрудненного доступа субъектов малого предпринимательства к кредитам коммерческих банков. Объем финансовых средств из областного бюджета для предоставления инвестиционных займов субъектам малого предпринимательства предусматривается увеличить с 34,6 млн. рублей в 2005 году до 130 - 150 млн. рублей к 2010 году;

3) развитие системы микрофинансирования через Свердловский областной и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства - приоритетное направление финансовой государственной поддержки малого предпринимательства. Ресурсное наполнение этого механизма за счет средств областного бюджета увеличится с 24,3 млн. рублей в 2005 году до 50 - 60 млн. рублей к 2010 году, 200 - 250 млн. рублей - к 2015 году, 500 - 600 млн. рублей - к 2020 году;

4) развитие лизинга для технического перевооружения производства. Объем ресурсов, необходимых для запуска этого механизма, должен быть не менее 50 - 60 млн. рублей;

5) венчурное финансирование (финансирование высокорисковых проектов, не опробованных на практике, но сулящих принести экономический эффект на порядок, превышающий обычные проекты среднего уровня). Ресурсное обеспечение этого механизма за счет средств областного бюджета составит к 2010 году 90 - 100 млн. рублей, к 2015 году - 300 - 400 млн. рублей, к 2020 году - 700 - 800 млн. рублей;

6) субсидирование за счет средств областного бюджета процентной ставки по банковским кредитам субъектам малого предпринимательства;

7) развитие механизма кредитной потребительской кооперации на основе организационного и информационного содействия в расширении сети кредитных потребительских кооперативов граждан как организаций для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи индивидуальных предпринимателей.

Коммерческие банки Уральского банковского союза в 2005 году направили в сферу малого бизнеса Свердловской области (инвестиции в основной капитал, пополнение оборотных средств) 10 млрд. рублей, или 11 процентов от общего объема кредитных ресурсов банков. Государственная финансовая поддержка за счет средств областного бюджета составляет около 1 процента от объема средств, вложенных субъектами малого предпринимательства в свое развитие. Наряду с собственными средствами субъектов малого бизнеса коммерческие банки являются основным институциональным источником финансирования малого бизнеса. Сдерживают развитие банковских финансово-кредитных услуг для малого предпринимательства установленные правила государственного регулирования банковской деятельности, неустойчивое финансовое состояние многих заемщиков, недостаточное обеспечение ими обязательств и отсутствие кредитной истории. Препятствует увеличению объемов кредитования несовпадение экономических интересов коммерческих банков, заинтересованных в краткосрочных кредитах со стабильным процентным доходом на рыночном уровне, и потребностей субъектов малого предпринимательства в дешевых долгосрочных ресурсах при минимальных сроках и упрощенных процедурах оформления кредитов.

В то же время доходность от операций кредитования субъектов малого бизнеса превышает аналогичный показатель в секторе крупного бизнеса и малое предпринимательство становится все более привлекательной целевой группой клиентов для коммерческих банков.

Взаимодействие Правительства Свердловской области с банковским сообществом, учреждениями финансовой инфраструктуры для развития взаимовыгодных отношений коммерческих банков и малого бизнеса будет происходить по следующим приоритетным направлениям:

1) расширение предложения кредитных ресурсов субъектам малого предпринимательства и улучшение условий кредитования за счет развития конкуренции между финансовыми институтами, создания условий и стимулов для работы с малым бизнесом банков и других учреждений финансовой инфраструктуры;

2) подготовка предложений по внесению изменений в нормативные и законодательные акты для стандартизации и упрощения процедур и технологий кредитования малого бизнеса, сокращения регулирующих обязательных нормативов для коммерческих банков, снижения требований по страхованию и обеспечению кредитов, исключения из налогооблагаемой базы кредитных организаций доходов, полученных при кредитовании субъектов малого предпринимательства;

3) содействие увеличению капитализации банковского сектора, введению новых банковских продуктов, развитию системы земельно-ипотечного кредитования, внедрению в кредитных организациях международных стандартов финансовой отчетности;

4) содействие созданию, укреплению и развитию малых банков в муниципальных образованиях, филиалов и дополнительных офисов для обеспечения банковскими услугами субъектов малого предпринимательства на отдаленных территориях;

5) разработка и реализация мер по удешевлению банковских услуг, сокращению сроков принятия решения о выдаче кредитов за счет автоматизации процедуры оценки кредитоспособности заемщика, системы управления кредитными рисками с применением скоринговой модели;

6) создание информационной базы кредитных историй субъектов малого предпринимательства;

7) содействие взаимовыгодному сотрудничеству коммерческих банков и других финансовых учреждений с государственной инфраструктурой поддержки малого бизнеса, расширению практики рефинансирования банков, осуществляющих программы поддержки субъектов малого предпринимательства, по пониженной процентной ставке под поручительства и гарантии органов государственной власти и местного самоуправления.

Задача по формированию государственной системы обеспечения рисков кредитования субъектов малого предпринимательства будет решаться путем систематического увеличения и выделения финансовых средств областного бюджета на эти цели к 2020 году не менее 1 млрд. рублей и, как следствие, привлечения в сферу малого предпринимательства Свердловской области банковских кредитных ресурсов в объеме 5 - 6 млрд. рублей.

Правительство Свердловской области в сфере налогового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства будет в пределах своих полномочий содействовать осуществлению следующих мер:

1) обеспечение функционирования налоговой системы на принципах прозрачности, простоты, справедливости и стабильности;

2) использование налоговой системы не только в качестве фискального инструмента, но и как механизма стимулирования инвестиционной политики, в том числе через введение инвестиционной льготы по налогу на прибыль;

3) снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса до оптимального уровня, соответствующего мировой практике и обеспечивающего экономическую невыгодность заниматься "оптимизацией" налоговых платежей;

4) оптимизация соотношения налоговых и неналоговых платежей (аренда имущества, коммунальные платежи, административные процедуры);

5) локализация налоговых поступлений от малого бизнеса в территориальных бюджетах с предоставлением региональным и местным органам власти больших полномочий по регулированию базы налогов и используемых ставок;

6) обязательное предварительное обсуждение всех налоговых законодательных инициатив с бизнес-сообществом;

7) формирование системы досудебных процедур, которая позволит с учетом интересов предпринимателей быстрее и дешевле разрешать налоговые споры;

8) улучшение налогового администрирования, в том числе упрощение системы бухгалтерского учета и переход от ежеквартальной к ежегодной отчетности, ужесточение критериев продления срока проведения проверок, введение жестких стандартов деятельности налоговых инспекций для расширения гарантий соблюдения прав налогоплательщиков;