Цели государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства:
1) обеспечение благоприятных условий устойчивого роста малого предпринимательства;
2) повышение конкурентоспособности и адаптационного потенциала субъектов малого бизнеса;
3) опережающее развитие сектора малого предпринимательства по сравнению с экономикой области и малым бизнесом страны в целом.
Развитие малого предпринимательства способствует ускорению социально-экономического развития области, обеспечению приемлемого уровня и качества жизни населения, снижению показателей бедности и безработицы, формированию массового среднего слоя (класса) в обществе.
Для достижения этих целей должны решаться следующие задачи:
1) формирование в пределах полномочий Свердловской области благоприятной правовой среды для развития малого предпринимательства;
2) подготовка предложений по устранению неоправданных экономических и административных барьеров на пути малого бизнеса;
3) реализация эффективных механизмов удовлетворения финансово-кредитных потребностей малого бизнеса;
4) развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступность предпринимателям деловых услуг;
5) подготовка и повышение квалификации кадров для сферы малого предпринимательства;
6) укрепление социального статуса, повышение престижа и этики предпринимательства.
Государственная политика в отношении малого бизнеса является важным самостоятельным системным направлением социально-экономической политики Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области. Концепция базируется на признании предпринимательской способности населения как важнейшего ресурса социально-экономического развития области и, соответственно, перенесении приоритетов экономической политики исполнительных органов государственной власти Свердловской области на всемерную поддержку хозяйственной самостоятельности граждан и инновационной энергии предпринимателей. Малое предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений, формирует средний слой общества, который служит гарантом демократии и социальной стабильности. Частные предприниматели по экономическому положению и условиям жизни относятся к основной массе населения, где меньше имущественная дифференциация, больше условий для социального партнерства.
Основные принципы государственной политики в отношении малого предпринимательства:
партнерские отношения между исполнительными органами государственной власти Свердловской области, местного самоуправления, общественными организациями и объединениями предпринимателей, организациями инфраструктуры по поддержке малого бизнеса;
сокращение административного воздействия и усиление нормативно-правового регулирования;
поддержка жизнеспособных субъектов малого предпринимательства, ограждение их от воздействия негативных факторов нерыночного характера;
недопущение предоставления государственной помощи, создающей неравные условия конкуренции другим субъектам малого предпринимательства;
адекватность целей, задач и конкретных мер по поддержке малого предпринимательства реальным потребностям малого бизнеса, состоянию областной экономики;
усиление муниципального аспекта в политике поддержки малого бизнеса с постепенным переносом конкретной поддержки на уровень территорий.
Целостная государственная политика по созданию благоприятного предпринимательского климата в Свердловской области должна обеспечивать системный подход к решению проблем, равные условия конкуренции для всех хозяйствующих субъектов при входе в рынок, устранение неоправданных административных барьеров на пути малого бизнеса, общее ограничение вмешательства государства в хозяйственную деятельность при усилении государственного регулирования предпринимательской деятельности в части создания стабильных и ясных "правил игры" (общеправовых, общеэкономических, имущественных, земельных).
Усилится влияние малого предпринимательства на структурную перестройку хозяйственного комплекса области, занятость рабочей силы. При сокращении численности работающих на крупных предприятиях традиционных отраслей тяжелой индустрии, малый бизнес опережающими темпами будет развивать социально ориентированные отрасли, активно реагирующие на платежеспособный спрос и восприимчивые к требованиям рынка.
Государственная политика предусматривает следующие аспекты:
функциональный, нацеленный на создание экономических, правовых, организационных условий для развития малого предпринимательства;
отраслевой, направленный на организацию и координацию деятельности в вопросах развития малого бизнеса всех заинтересованных органов государственной власти в различных отраслях народного хозяйства;
территориальный, предусматривающий учет особенностей развития малого предпринимательства в административно-территориальных единицах области;
социальный, содержащий систему мер поддержки малого предпринимательства в отношении отдельных социальных групп населения.
Процесс поддержки малого предпринимательства в долгосрочной перспективе разделяется на три этапа.