Действующий

О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2020 ГОДЫ (с изменениями на: 18.07.2006)


Параграф 7. Политика государственной поддержки интеграционного взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса

В 2005 году в Свердловской области по всем видам экономической деятельности осуществляли финансово-хозяйственную деятельность разные типы и размеры хозяйствующих субъектов: 4 тысячи крупных и средних организаций, 29 тысяч малых предприятий и 72300 индивидуальных предпринимателей. В Свердловской области функционирует крупный индустриальный комплекс, включающий металлургические корпорации с объемом оборота каждой в несколько десятков миллиардов рублей и крупные машиностроительные предприятия, обеспечившие в 2005 году второе место в стране по производству и объему отгруженной продукции. Спрос и возрастающие потребности крупных предприятий на промышленные услуги и комплектующие изделия являются одной из основных движущих сил развития малого и среднего производственного предпринимательства.

Мировой опыт свидетельствует, что по мере повышения зрелости рыночных механизмов центр тяжести по обеспечению необходимых темпов экономического роста переходит от крупных предприятий сырьевой направленности к массовому малому и среднему бизнесу с высокой инновационной составляющей, способствующей быстрой адаптации экономики к изменяющимся внутренним и мировым условиям конкуренции.

Собственников различных размерных групп предприятий объединяет единый корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита собственности, потребность в стабильном рыночном законодательстве, развитой инфраструктуре, распространении этических норм ведения бизнеса. Крупный, средний и малый бизнес разнится по своим возможностям, интересам, характеру рынков, специфике производства и трудовым отношениям.

Крупный бизнес стремится к производству больших партий стандартной продукции и повышает эффективность за счет экономии на масштабах деятельности. Крупные формы предпринимательства тяготеют к интеграции, взаимодействуя, контролируя и часто поглощая более мелких эффективных партнеров, а также стремятся к объединению с крупными отечественными и международными структурами.

Малый бизнес, действуя в основном на местном рынке, имеет непосредственную связь с потребителем, простоту и гибкость управления предприятием, узкую специализацию с ограниченными масштабами производства, оперативно реагируя на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Деятельность субъектов среднего бизнеса зависит от внутренней экономической конъюнктуры, успехов в конкурентной борьбе внутри своей группы и с крупным отечественным и иностранным капиталом, нуждается в стабильных правилах рыночных отношений и защите на внутреннем рынке путем проведения протекционистской государственной экономической политики.

Стратегия государственного регулирования направлена на модернизацию структуры экономики Свердловской области на основе оптимизации и разумного сочетания в ней разных типов и размеров предприятий, создание благоприятного хозяйственного, социального климата, условий и возможностей, способствующих трансформации малого бизнеса в средний, среднего - в крупный.

Усилия органов государственной власти Свердловской области необходимо сосредоточить на:

1) содействии реализации основной цели интеграции - снижении издержек производства, использовании на взаимовыгодной основе предприятиями конкурентных преимуществ своих деловых партнеров;

2) содействии формированию и функционированию на взаимовыгодной основе совместных технологических, кооперационных, инновационных, реализационных и иных хозяйственных "цепочек" малого, среднего и крупного бизнеса, недопущению противостояния этих разных сфер бизнеса и превращения их интересов в объект постоянных конфликтов;

3) устранении факторов, препятствующих кооперации, - недостаток информации о потребностях крупных и возможностях малых предприятий, низкое качество товаров и услуг, предоставляемых некоторыми малыми предприятиями с нарушением сроков, недостаточная рыночная адаптация крупных предприятий и барьеры при получении производственных заказов малыми предприятиями.

Основные направления, формы и механизмы взаимодействия крупного, среднего и малого бизнеса, поддерживаемые органами государственной власти правовыми, организационными и экономическими методами:

1) продвижение на рынок продукции и услуг крупных компаний путем передачи малым и средним предприятиям соответствующих технологий и прав на производство услуг под торговой маркой компании (франчайзинг);

2) структурная перестройка и реструктуризация крупных предприятий путем выведения за границы предприятия вспомогательных производств и функций, не имеющих прямого отношения к основному производственному циклу (аутсорсинг), с созданием на этой производственной базе субъектов малого и среднего бизнеса;

3) размещение крупными предприятиями на малых и средних предприятиях заказов по производству комплектующих, запасных частей, выполнению работ и производственных услуг (субконтрактация);

4) создание на земельных участках и неиспользуемых производственных площадях крупных предприятий технопарков, индустриальных парков для субъектов малого и среднего предпринимательства;

5) создание промышленной инфраструктуры, в том числе центров производственной кооперации, промышленных сервисных центров;

6) создание крупными и средними компаниями малых предприятий для реализации конкретных рисковых высокоэффективных инновационных проектов (венчурное финансирование);

7) деятельность крупных промышленных и специализированных компаний по передаче субъектам малого предпринимательства соответствующего имущества в аренду с правом или без права последующего выкупа (лизинг);

8) создание групп географически соседствующих взаимосвязанных производственных компаний крупного, среднего и малого бизнеса, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных услуг, инфраструктуры и других организаций, взаимодополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг друга (промышленные кластеры);

9) использование возможностей среднего и крупного бизнеса для инвестирования субъектов малого предпринимательства, предоставления грантов для внедрения в сфере малого бизнеса инновационных разработок, социально значимых проектов, создания инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.