Действующий

О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2020 ГОДЫ (с изменениями на: 18.07.2006)


Параграф 8. Государственное содействие развитию среднего предпринимательства и его интеграции с малым бизнесом

В Свердловской области, как и в стране, нет правового оформления категории "средний бизнес", не создана законодательная база по государственной поддержке его деятельности. В России статистическая информация формируется по группе "средних и крупных" предприятий, за рубежом - по группе "средних и малых предприятий". Количественные критерии среднего бизнеса в Европейском Союзе: предприятия, имеющие численность занятых от 50 до 250 человек. Качественные характеристики среднего бизнеса: наличие собственных средств производства и капитала, расширенного воспроизводства товаров и услуг, определенный сегмент рынка в регионе, более высокий уровень доходов и потребления владельцев и топ-менеджеров средних предприятий по сравнению с владельцами малых предприятий.

В Свердловской области средний бизнес формируется двумя путями: из малого бизнеса в средний и в результате реструктуризации крупных предприятий. В промышленном комплексе Свердловской области (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды) статистическими органами учитывается 440 средних предприятий, составляющих 60 процентов от общего числа группы "крупных и средних предприятий". В 2003 - 2005 годах в экономике области 290 малых предприятий различных видов деятельности с численностью работающих 16770 человек поменяли статус на "среднее и крупное предприятие". Группа предприятий среднего бизнеса в 2000 - 2003 годах наиболее активно стала формировать корпоративный интерес, контуры этого сектора экономики со своими идеями, ценностями, приоритетами, программой экономического развития. В отличие от многих крупных компаний и олигархических структур субъекты среднего бизнеса достигают успехов не в результате игры случая, удачного стечения обстоятельств при использовании бывшего государственного имущества и сырьевых ресурсов, а благодаря собственному многолетнему труду, упорству и настойчивости.

Основные направления, формы и механизмы государственного содействия развитию среднего предпринимательства:

1) содействие процессу пересмотра действующих критериев форм хозяйствования и размерных групп предприятий, выделение категории средних предприятий как объекта отдельных селективных мер поддержки;

2) создание условий для обеспечения конкурентоспособности предприятий на зарубежных рынках, учет предложений объединений среднего бизнеса при подготовке проектов условий торгово-экономических соглашений с зарубежными странами;

3) содействие в продвижении инициатив и предложений среднего бизнеса по корректировке системы таможенного регулирования путем изменения приоритетов таможенной политики и отказа от исключительно фискального характера таможенного тарифа и использование таможенной политики для активизации инвестиционной политики, отмены таможенного обложения товаров, не производимых на территории страны, импортной пошлины на оборудование, введения механизма ускоренной с коэффициентом "3" амортизации на новое оборудование;

4) поддержка импортозамещающих инвестиционных программ среднего бизнеса путем предоставления государственных гарантий в размере 20 - 25 процентов от стоимости инвестиционного проекта, содействие образованию на основе частно-государственного партнерства фондов финансирования импортозамещающих программ;

5) использование государственных внешнеэкономических рычагов для развития экспортного потенциала среднего предпринимательства;

6) содействие развитию системы технического регулирования и системы добровольной сертификации качества, внедрению технических регламентов, снятию административных барьеров, мешающих развитию предприятий-товаропроизводителей;

7) разработка и реализация в рамках процесса по демонополизации экономики механизмов, исключающих необоснованные препятствия по доступу к услугам естественных монополий;

8) применение организационно-правовых мер по поддержке целевых проектов взаимодействия среднего, малого и крупного бизнеса;

9) содействие сокращению трансакционных издержек перехода предприятий из малого бизнеса в средний, процессов "искусственного" тиражирования малого бизнеса, когда отдельное малое предприятие не перерастает в среднее, а отделяет от себя новое аффилированное малое предприятие с целью использования системы мер государственной поддержки;

10) содействие инициативам субъектов среднего бизнеса и их объединениям в законодательном обеспечении развития этого сектора экономики.

Политика Правительства Свердловской области направлена на содействие малому и среднему производственному и научно-техническому бизнесу во внедрении прогрессивных форм менеджмента, построении бизнеса на интеллектуальном, инновационном ресурсе, создании конкурентоспособной продукции, повышении капитализации и росте масштаба бизнеса.

В результате реализации в Свердловской области политики государственной поддержки интеграционного взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса планируется обеспечить повышение доли заинтересованных субъектов малого и среднего предпринимательства в субконтрактных отношениях в обрабатывающих производствах с 50 - 55 процентов в 2005 году до 75 - 80 процентов к 2015 году, 90 - 95 процентов - к 2020 году, повысить удельный вес деталей, узлов, комплектующих, получаемых по кооперированным поставкам, в общем объеме производственной себестоимости проданной продукции с 23 - 25 процентов в 2005 году до 35 - 40 процентов к 2015 году, 45 - 50 процентов - к 2020 году, увеличить удельный вес деталей, узлов, комплектующих, поставляемых сторонним организациям по кооперации, в общем объеме произведенной и отгруженной на продажу продукции с 16 - 18 процентов в 2005 году до 25 - 30 процентов к 2015 году и 40 - 45 процентов - к 2020 году.