РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ТРЕТИЙ СОЗЫВ

Двадцать третье заседание

РЕШЕНИЕ

от 25 июня 2002 г. N 23/5

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
"НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СДЕРЖИВАНИЮ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В ГОРОДЕ ЕКАТЕРИНБУРГЕ
НА 2002-2004 ГОДЫ"

В соответствии с Федеральным законом от 18.06.01 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", Областным законом от 14.04.97 N 23-ОЗ "О противотуберкулезной помощи населению и предупреждении распространения туберкулеза в Свердловской области", руководствуясь статьей 14 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", учитывая социальную значимость заболевания, Екатеринбургская городская Дума решила:

1. Утвердить целевую комплексную Программу "Неотложные мероприятия по сдерживанию распространения туберкулеза в городе Екатеринбурге на 2002-2004 годы" (Приложение 1).

2. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

3. Опубликовать настоящее Решение в "Вестнике Екатеринбургской городской Думы".

4. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по социальной политике (Москвина Е.А.).

Глава города
А.М.ЧЕРНЕЦКИЙ





Приложение 1
к Решению
Екатеринбургской городской Думы
от 25 июня 2002 N 23/5

ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
"НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СДЕРЖИВАНИЮ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В ГОРОДЕ ЕКАТЕРИНБУРГЕ
НА 2002-2004 ГОДЫ"

г. Екатеринбург, 2002 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Паспорт Программы

II. Обоснование Программы

III. Управление и механизм реализации Программы

    IV. Основные направления (разделы) Программы:
        1. Совершенствование системы эпиднадзора за туберкулезной
           инфекцией
        2. Совершенствование диагностики и лечения туберкулеза
        3. Укрепление материально - технической базы
           и оснащенности противотуберкулезной службы
        4. Подготовка кадров по вопросам профилактики, диагностики
           и лечения туберкулеза
        5. Социальная защита медицинских работников, участвующих
           в оказании противотуберкулезной помощи
        6. Развитие системы информирования населения о мерах
           профилактики тубинфекции
        7. Ресурсное обеспечение
    V. Технико - экономическое обоснование мероприятий целевой
       комплексной Программы "Неотложные мероприятия по
       сдерживанию распространения туберкулеза в городе
       Екатеринбурге на 2002-2004 годы"
    Разделы - Мероприятия, их финансовая емкость
    VI. Источники, объемы финансирования

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

+----------------------------------------------------------------+
¦Наименование¦Целевая комплексная Программа "Неотложные          ¦
¦Программы   ¦мероприятия по сдерживанию распространения         ¦
¦            ¦туберкулеза в городе Екатеринбурге                 ¦
¦            ¦на 2002-2004 годы"                                 ¦
+------------+---------------------------------------------------¦
¦Цель        ¦Стабилизация заболеваемости туберкулезом среди     ¦
¦Программы   ¦населения, снижение нетрудоспособности, смертности,¦
¦            ¦экономического ущерба                              ¦
+------------+---------------------------------------------------¦
¦Основные    ¦- Совершенствование системы эпиднадзора            ¦
¦задачи      ¦  за туберкулезной инфекцией. Оптимизация          ¦
¦Программы   ¦  профилактических и противоэпидемических          ¦
¦            ¦  мероприятий                                      ¦
¦            ¦- Совершенствование диагностики и лечения          ¦
¦            ¦  туберкулеза (внедрение новых технологий)         ¦
¦            ¦  и обеспечение противотуберкулезной службы        ¦
¦            ¦  комплексом противотуберкулезных препаратов       ¦
¦            ¦- Укрепление материально - технической базы        ¦
¦            ¦  и оснащенности противотуберкулезных учреждений   ¦
¦            ¦- Кадровое обеспечение                             ¦
¦            ¦- Меры социальной защиты работников                ¦
¦            ¦  противотуберкулезной службы                      ¦
¦            ¦- Развитие системы информирования населения        ¦
¦            ¦  о профилактических мерах и методах раннего       ¦
¦            ¦  выявления туберкулеза                            ¦
+------------+---------------------------------------------------¦
¦Нормативно -¦- Федеральный закон от 24.06.01 N 77-ФЗ            ¦
¦правовое    ¦  "О предупреждении распространения туберкулеза    ¦
¦обеспечение ¦  в Российской Федерации"                          ¦
¦Программы   ¦- Областной закон от 19.03.77 N 23-ОЗ              ¦
¦            ¦  "О противотуберкулезной помощи населению         ¦
¦            ¦  и предупреждении распространения туберкулеза     ¦
¦            ¦  в Свердловской области"                          ¦
¦            ¦- Приказ МЗ РФ от 03.07.77 N 193 "О Государственной¦
¦            ¦  системе эпидемиологического мониторинга          ¦
¦            ¦  туберкулеза"                                     ¦
¦            ¦- Решение городской санитарно -                    ¦
¦            ¦  противоэпидемической комиссии от 05.06.01 N 5    ¦
¦            ¦  "О проблемах профилактики туберкулеза            ¦
¦            ¦  в г. Екатеринбурге"                              ¦
¦            ¦- Приказ Управления здравоохранения адм. гор.      ¦
¦            ¦  от 29.06.2000 N 320 "Об организации              ¦
¦            ¦  эпидемиологического надзора за туберкулезной     ¦
¦            ¦  инфекцией"                                       ¦
+------------+---------------------------------------------------¦
¦Заказчики   ¦Администрация города                               ¦
¦Программы   ¦Екатеринбургская городская Дума                    ¦
+------------+---------------------------------------------------¦
¦Основные    ¦   Управление здравоохранения администрации города ¦
¦разработчики¦Екатеринбурга                                      ¦
¦Программы   ¦   Уральский научно - исследовательский институт   ¦
¦            ¦"Фтизиопульмонология"                              ¦
¦            ¦   МУ "Городской противотуберкулезный диспансер"   ¦
¦            ¦   Городской межрайонный Центр государственного    ¦
¦            ¦санитарно - эпидемиологического надзора            ¦
+------------+---------------------------------------------------¦
¦Координатор ¦Администрация города                               ¦
¦Программы   ¦Управление здравоохранения администрации города    ¦
+------------+---------------------------------------------------¦
¦Основные    ¦   Управление здравоохранения администрации города ¦
¦исполнители ¦   Городской межрайонный Центр государственного    ¦
¦Программы   ¦санитарно - эпидемиологического надзора            ¦
¦            ¦   МУ "Городской центр медицинской профилактики"   ¦
+------------+---------------------------------------------------¦
¦Сроки       ¦2002-2004 годы                                     ¦
¦реализации  ¦                                                   ¦
¦Программы   ¦                                                   ¦
+------------+---------------------------------------------------¦
¦Источники,  ¦Федеральный бюджет                                 ¦
¦объемы      ¦Областной бюджет                                   ¦
¦финансирова-¦Бюджет муниципального образования "город           ¦
¦ния         ¦Екатеринбург"                                      ¦
¦            ¦Всего на реализацию Программы в 2002-2004 гг.      ¦
¦            ¦из городского бюджета по разделу "Здравоохранение" ¦
¦            ¦- 28911,0 тыс. руб.                                ¦
¦            ¦В том числе текущее финансирование -               ¦
¦            ¦28911,0 тыс. руб.                                  ¦
¦            ¦Федеральное финансирование - 11347,8 тыс. руб.     ¦
¦            ¦Областной бюджет - 5100,0 тыс. руб.                ¦
+------------+---------------------------------------------------¦
¦Система     ¦- Отчеты, информация, доклады о ходе выполнения    ¦
¦контроля    ¦  программных мероприятий от исполнителей          ¦
¦исполнения  ¦- Рассмотрение хода реализации Программы Коллегией ¦
¦Программы   ¦  администрации города, на заседаниях              ¦
¦            ¦  Екатеринбургской городской Думы и ее комиссий,   ¦
¦            ¦  городской санитарно - противоэпидемической       ¦
¦            ¦  комиссии, совещаниях с главами, заместителями    ¦
¦            ¦  глав администраций районов                       ¦
¦            ¦- Представление обобщенной информации ежеквартально¦
¦            ¦  на совещаниях у заместителя Главы города         ¦
¦            ¦  М.Н.Матвеева с заместителями глав администраций  ¦
¦            ¦  районов                                          ¦
¦            ¦- Информация по исполнению бюджета - в ФБУ         ¦
¦            ¦  администрации г. Екатеринбурга                   ¦
+----------------------------------------------------------------+

ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Проблема туберкулеза в г. Екатеринбурге, как в Свердловской области и по Российской Федерации, продолжает оставаться важной медико - социальной проблемой. Об этом свидетельствует динамика основных эпидемиологических показателей: так, за последние три года уровень заболеваемости туберкулезом вырос на 8% и составил 64,5 на 100 тыс. населения при областном и российском показателях - 100,5 и 90,7 соответственно на 100 тыс. населения. Смертность от туберкулеза выросла на 17% и составила 17,6 на 100 тыс. населения, показатели по области и РФ - 20,0 и 19,9 соответственно. Больше стало умирать от туберкулеза больных, не известных учреждениям здравоохранения.

Случаи заболевания регистрируются среди всех слоев населения. Но наиболее высокий уровень заболеваемости и смертности среди трудоспособного населения в возрасте 39-49 лет. По-прежнему регистрируется заболеваемость туберкулезом среди детского населения, которая составляет 11,9 на 100 тыс. детского населения. Выявляются распространенные и осложненные формы туберкулеза. Более половины выявленных больных - с открытыми формами туберкулеза. Растет заболеваемость и смертность среди угрожаемых по туберкулезу групп населения (безработные, лица, не имеющие постоянного места жительства, наркоманы, ВИЧ-инфицированные).

Ситуация, сложившаяся по туберкулезу в г. Екатеринбурге, оценивается как напряженная.

Учтенная заболеваемость туберкулезом не отражает истинного положения дел, так как рост заболеваемости происходит на фоне недостаточного охвата населения профилактическими осмотрами как ведущего мероприятия в выявлении туберкулеза. Низкий охват флюорографическим обследованием - следствие недостаточной обеспеченности и изношенности рентгенодиагностической и флюорографической аппаратуры. Износ оборудования значительно ограничивает возможности своевременной и правильной диагностики и выявления туберкулеза, в результате чего активно выявляется менее половины больных туберкулезом.

Борьба с туберкулезом является приоритетной государственной задачей и требует реализации комплексной Программы, в выполнении которой должны принять активное участие все заинтересованные службы, а учитывая социальный характер болезни, органы власти и управления всех уровней.

Настоящая Программа разработана на основании накопленного опыта работы в городе, области и Российской Федерации, происшедших в последнее время эпидемиологических и экономических изменений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Законом Российской Федерации "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 24.06.01 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" и с учетом приоритетных направлений противотуберкулезных мероприятий, определенных на период с 2002-2004 гг.

УПРАВЛЕНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное, начиная с 2002 года, включение Программы в сводную Программу основных направлений деятельности администрации по социально экономическому развитию города Екатеринбурга.

Реализация Программы обеспечивается Управлением здравоохранения и городским межрайонным Центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора г. Екатеринбурга.

Основные исполнители Программы разрабатывают ежегодные этапы работы по выполнению соответствующих мероприятий, осуществляют организацию и контроль выполнения этих мероприятий, готовят предложения к сводной бюджетной заявке с указанием конкретных мероприятий, необходимых ассигнований на их выполнение с четкими обоснованиями.

Ответственными за финансирование Программы являются администрация города и Управление здравоохранения администрации города.

Контроль хода реализации Программы осуществляется координатором Программы - заместителем Главы города по социальным вопросам на основе ежеквартальной отчетности.

Формирование обобщенной информации от исполнителей программных мероприятий и представление ее координатору Программы осуществляют Управление здравоохранения города и городской межрайонный Центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ:

Рассмотрение хода реализации Программы Коллегией администрации города, на заседаниях Екатеринбургской городской Думы и ее комиссий, городской санитарно - противоэпидемической комиссии, совещаниях с главами, заместителями глав администраций районов.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы позволит:

1. Стабилизировать эпидемиологическую обстановку по туберкулезу, снизить темпы распространения инфекции в г. Екатеринбурге и добиться снижения основных показателей заболеваемости и смертности.

2. Уменьшить число больных туберкулезом и уровень нетрудоспособности населения, что будет способствовать экономии средств, затрачиваемых на выплату пособий по больничным листам и инвалидности.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭПИДНАДЗОРА ЗА ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ И ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Внедрение единого мониторинга за туберкулезной инфекцией, усовершенствование системы учета и отчетности, подготовка и распространение оперативной эпидемиологической информации, эпидемиологического анализа, прогнозов и предложений по корректировке профилактических и противоэпидемических мероприятий в соответствии с эпидобстановкой.

Обеспечение оптимального охвата туберкулинодиагностикой детей, полное и своевременное их дообследование. Формирование групп риска среди взрослого населения по обследованию на туберкулез. Организация не менее 55% охвата населения города флюорографическими обследованиями на туберкулез.

Обеспечение вакцинации новорожденных в родильных домах и детских ЛПУ 2-кратной ревакцинации детского населения.

Профилактика профессионального заражения туберкулезом.

2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ СЛУЖБЫ КОМПЛЕКСОМ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫХ ПРЕПАРАТОВ.

Использование интенсивных методов лечения (разработка методов лечения больных с полирезистентными формами туберкулеза). Организация коек для лечения больных туберкулезом и ВИЧ-инфекцией, психическими заболеваниями. Широкое использование амбулаторных методов лечения туберкулеза.

Планируется осуществлять международное сотрудничество с Нью Йоркским институтом здравоохранения по проблемам лабораторной диагностики туберкулеза.

3. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ И ОСНАЩЕННОСТИ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ СЛУЖБЫ

Предусматривает капитальные ремонты детского и хирургического отделений гортубдиспансера, обеспечение оборудованием лечебных кабинетов и лабораторий.

4. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Подготовка врачей в интернатуре, ординатуре на курсах повышения квалификации, издание и распространение методических материалов по проблемам туберкулеза. Организация семинаров, конференций по вопросам раннего выявления профилактики туберкулеза с врачами общей лечебной сети.

5. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ОКАЗАНИИ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ ТУБЕРКУЛЕЗОМ.

В соответствии с Федеральным законом осуществление социальной защиты медработников в плане увеличения должностных окладов, отпуска.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»