12. В настоящее время выставочно - ярмарочная деятельность является активным инструментом макроэкономической и инвестиционной политики. Выставки и ярмарки обеспечивают мобильность рынка, активизируют деловую жизнь, создают необходимое информационное поле, аккумулируют значительные финансовые потоки, приносящие дополнительный доход в бюджеты всех уровней.
Одна из основных задач проведения выставок - расширить экспорт предприятий и обеспечить импорт высоких технологий. Выставочная деятельность способствует формированию единого экономического пространства, где предусмотрена свобода перемещения товаров, технологий и услуг, а также доступ к новым стандартам ведения бизнеса.
Выставки являются связующим звеном между внутренними и международными рынками, регионами и странами и способствуют привлечению иностранных инвестиций.
Благодаря этому в XXI веке выставочная деятельность становится основополагающей инфраструктурой для развития экспортно импортных отношений и ведения бизнеса в целом. По данным зарубежных экспертов, на сегодняшний день около 25 процентов мировых контрактов заключается в период проведения выставок и ярмарок и имеется положительная динамика этого процесса.
Несмотря на всевозрастающую конкуренцию других средств коммуникации, роль выставок неоспорима. Товаропроизводители и посетители выставок продолжают предпочитать личные контакты, которые дает выставка, иным средствам коммуникации. По прогнозам зарубежных экспертов, несмотря на рост электронных систем коммуникаций, выставочная отрасль разрабатывает новые виды деятельности, которые гарантируют ее независимое существование в глобальном рынке.
13. На сегодняшний день жизнеобеспечивающая структура бизнеса в развитых странах предусматривает наличие постоянно действующих, оборудованных на современном уровне выставочных центров, где проводятся специализированные и универсальные международные выставки, позволяющие ориентироваться в сложных перипетиях современного рынка. Именно в выставочных центрах концентрируется информация о современных технологиях и уровнях качества производимой в различных странах мира продукции, и, самое главное, - демонстрируются тенденции инженерной и научной мысли, определяющие направления развития той или иной отрасли на стратегическую перспективу. Крупные международные выставки, став главным двигателем таких жизненно важных сфер, как внешняя торговля, высокотехнологичные производства, приводят к росту доходов предприятий, появлению новых гостиниц, ресторанов, а также новых рабочих мест и вслед за этим к росту качества жизни.
Однако вместе с ростом рынка выставочной деятельности усиливается и конкуренция среди развитых мировых стран за право проводить международные выставки. Так, в 2001 году в мире проходит более 200 специализированных и многопрофильных выставок международного масштаба. Для того чтобы обеспечить их заинтересованными посетителями и участниками, необходимо по уровню развития инфраструктуры соответствовать мировым стандартам.
В настоящее время практически все ведущие мировые страны производят реконструкцию своих выставочных комплексов, меняют их идеологию и уделяют все большее внимание вопросам государственной поддержки этой деятельности.
14. Значимость выставочной деятельности как фактора стабилизации и стимула активного роста производственно экономического комплекса многократно возросла в последние годы на фоне отчетливо проявившихся в мировой экономике тенденций к замедлению темпов экономического и промышленного роста. В этой связи развитие этого направления в Свердловской области приобретает в современных условиях исключительно актуальное значение. Выставочная деятельность является одним из важнейших направлений работы по обеспечению функционирования и устойчивого развития торгово - экономического, международного, научного, культурного и другого сотрудничества Свердловской области с зарубежными странами и регионами России.
Одновременно выставочно - ярмарочная деятельность является мощнейшим и современным механизмом создания конкурентоспособной экономики. Поэтому закономерно, что развитие выставочной деятельности становится одним из приоритетных направлений деятельности Губернатора и Правительства Свердловской области и выступает в качестве важного элемента долгосрочной экономической стратегии.
15. Учитывая роль и статус Урала в экономике России, Концепция должна стать неотъемлемой частью Концепции развития выставочно ярмарочной деятельности в Российской Федерации и являться одним из важнейших направлений государственной политики федеральных и региональных органов власти по развитию внешнеторговой деятельности отечественных предприятий и организаций.
В силу географического положения Уральский регион является связующим звеном между Европой и Азией в рамках единого материка Евразия. Исторически, политически и экономически сложилось так, что неофициальной ведущей территориально - административной единицей в Уральском регионе являлась Свердловская область. Создание Уральского федерального округа закрепило за областью этот статус, а областной центр - город Екатеринбург - стал официальной столицей Урала.
16. Современная геополитическая стратегия развития предусматривает формирование единого евроазиатского информационно - экономического пространства по оси Европа - Россия - Азиатско Тихоокеанский регион. При ее реализации Уральский район и в первую очередь его столица город Екатеринбург станет одним из важнейших геостратегических центров страны и континента, обеспечивающих логичное слияние трансевразийских товарных, производственных, транспортных, финансовых и интеллектуальных потоков.
В этой связи создание в области мощной международной выставочной инфраструктуры, способной одновременно представить и связать воедино технологические, производственные, ресурсные и другие возможности фирм Европы и Азии, является крайне актуальной задачей, требующей своего разрешения на всех уровнях государственной власти России. Реализацией этой задачи станет создание в Свердловской области Европейско - Азиатского международного выставочного комплекса, позволяющего осуществлять на его территории универсальные и специализированные выставочные мероприятия общероссийского и международного уровня в интересах регионов России и их хозяйствующих субъектов.
Таким образом, наряду с проводимыми в столицах субъектов Российской Федерации, входящих в Ассоциацию областей и республик Уральского региона, традиционными выставочными мероприятиями в Европейско - Азиатском международном выставочном комплексе будут проводиться выставочные мероприятия, обеспечивающие комплексное представление конкурентных преимуществ уральской и российской продукции зарубежным партнерам.
17. Создание Европейско - Азиатского выставочного комплекса и проведение на Урале международных выставок невозможно без комплексного развития инфраструктуры ведения бизнеса в Свердловской области и Екатеринбурге. По данным зарубежных и российских экспертов, при проведении одной международной выставки общее количество посетителей составляет, в среднем, от 100 тысяч до 150 тысяч человек. Число иностранных участников и посетителей, которым необходимо обеспечить привычный уровень проживания и ведения бизнеса составляет не менее 10-15 тысяч человек. На сегодняшний день ни один из городов области, включая город Екатеринбург, просто не в состоянии не только обеспечить минимальный уровень проживания и удобств, но и просто принять такое количество гостей и участников выставочной деятельности. Для решения этой проблемы необходимо в сжатые сроки создать в столице Урала городе Екатеринбурге развитую сеть отелей международного уровня, ресторанов и предприятий общественного питания, культурных и развлекательных учреждений, спортивно - оздоровительных центров, телекоммуникаций. Кроме того, необходимо провести серьезную оптимизацию транспортных потоков и целенаправленно развивать транспортную инфраструктуру города с учетом потребностей выставочного комплекса. Таким образом, создание Европейско Азиатского выставочного комплекса позволит радикально изменить облик города и вывести Екатеринбург на уровень основных промышленно развитых городов мира. Для эффективного решения этой задачи и проблем, связанных с развитием инфраструктуры ведения бизнеса в городе Екатеринбурге, от городской администрации требуется серьезная целенаправленная работа и проведение комплексных и согласованных мероприятий.
18. Создание международного выставочного комплекса обеспечит развитие музейно - выставочной деятельности, что будет способствовать выходу культурного сотрудничества Свердловской области с зарубежными странами и регионами России на качественно новый уровень. Учитывая специфику выставок экспонатов из музейных фондов, Европейско - Азиатский международный выставочный комплекс будет включать в себя ряд специальных выставочных залов для демонстрации музейных, историко - художественных выставок.
19. С учетом вышеизложенного, основное содержание Концепции представляет собой комплекс целевых установок и мероприятий, направленных на:
1) формирование в Свердловской области соответствующего самым современным мировым требованиям эффективного рынка выставочных услуг;
2) создание системы государственной координации и поддержки рынка выставочных услуг, учитывающей интересы российских товаропроизводителей, предпринимателей, потребителей, представителей всех сфер выставочного бизнеса при развитии выставочной деятельности на территории Свердловской области и за рубежом;
3) продвижение высокотехнологичной, наукоемкой и машиностроительной продукции предприятий российских товаропроизводителей на мировые товарные рынки;
4) развитие внутреннего рынка Свердловской области, наполнение его качественными конкурентоспособными товарами.