Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ЖИТЕЛЕЙ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА НА 2001-2004 ГОДЫ

2. СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ПРОСВЕЩЕНИЯ В Г. ЕКАТЕРИНБУРГЕ

Экологическое просвещение и образование в г. Екатеринбурге как инновационное направление и как ответная реакция на ухудшающуюся экологическую обстановку в городе появилось в середине 70-х годов.

Решающую роль в экологическом образовании обучающихся всех уровней сыграло освоение новых образовательных стандартов высшего профессионального образования, в которых экологическая составляющая была выделена как приоритетная (1995-1997 гг.). Многие учебные заведения г. Екатеринбурга использовали эту возможность для внесения в учебные планы различных курсов экологической направленности.

Наиболее значительный вклад в развитие экологического образования в г. Екатеринбурге внесли как государственные образовательные учреждения (школы N 63, 130, 32, 175, 9, 2, 35, 23, 138, 116, 3, 53, "Менталитет"), так и негосударственные ("Итальянский колледж", "Перспектива" и др.), в которых реализованы программы экологического образования школьников и созданы условия по формированию экологической культуры учащихся.

Начато внедрение комплексной системы непрерывного экологического образования школьников, начиная с первого класса, разработанной группой предприятий "Корус" совместно с МОУ "Городской учебно - методический центр экологического образования".

Определяющую роль в формировании экологической культуры юных горожан сыграла система дополнительного образования.

В ряде средних профессиональных учебных заведений города (Екатеринбургский колледж транспортного строительства, Автодорожный, государственный им. Ползунова, медицинский и педагогический городские колледжи) внедрены программы учебных экологических курсов и ведется подготовка дипломированных специалистов со средним профессиональным экологическим образованием.

Большой опыт организации экологического образования накоплен в вузах г. Екатеринбурга. В высших учебных заведениях города реализованы программы непрерывной экологической подготовки студентов всех специальностей, в ряде вузов ведется подготовка дипломированных специалистов экологической направленности. Подготовка квалифицированных специалистов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов проводится в УГЛТА, УГТУ-УПИ, УГЮА, УГГГА, УГЭУ, по инженерной защите окружающей среды - в УГЛТА, УГГГА, УрГУПС. Уральским государственным университетом и Уральским государственным педагогическим университетом ведется подготовка преподавателей экологии и учителей экологии для системы образования.

Вузами города созданы и читаются более 20 оригинальных экологических курсов (УрГУ, УГЛТА, УГТУ-УПИ, УрГПУ, УГГГА, УрГЭУ, УГАХА), разработано и издано 26 учебных пособий, более 100 методических разработок, 56 компьютерных программ. Реализуются новые технологии обучения на основе банков экологических знаний (УГТУ-УПИ, УГЛТА), АРМ "Экология" (УГТУ-УПИ), универсальных учебно - тренажерных экологических комплексов (УрГПУ).

В ряде вузов (УрГУ, УГТУ-УПИ, УГЛТА, УГГГА, УрГПУ) для реализации практического экологического образования созданы научно - учебные лаборатории, развитие которых позволит расширить в г. Екатеринбурге масштабы информационного обеспечения экологического образования, общей, прикладной и инженерной экологии.

Накоплен положительный опыт дополнительного экологического образования (переподготовка кадров, повышение квалификации, аттестация руководящих кадров производства и управления) в УГТУ-УПИ, УГЛТА, УрГУПС и др. вузах города, а также экологического просвещения населения с участием общественных организаций (Областной Совет ВООП, Уральский экологический союз (УЭС), Свердловское региональное отделение Экологической Академии Российской Федерации (СРО РЭА), Региональное Уральское отделение Академии инженерных наук Российской Федерации (РУО АИН РФ) и др.) и средств массовой информации (газеты "Ключ Земли", "Вестник УЭС", "Отчий край").

Позитивную роль в развитии экологического просвещения и образования населения города Екатеринбурга, безусловно, сыграли научные учреждения (Институт экологии растений и животных, Ботанический сад, Институт промышленной экологии УрО РАН, Институт комплексного использования и охраны водных ресурсов и др.), государственные экологические службы, музейные фонды, общественные организации и движения, средства массовой информации.