Приложение N 1
МЕРЫ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛА ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗАРАЖЕНИЯ
ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ В ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Меры защиты от профессионального заражения сводятся к "мерам универсальной предосторожности", которые предусматривают выполнение ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение контакта персонала с биологическими жидкостями, органами и тканями больных, независимо от их эпиданамнеза, наличия или отсутствия результатов специфической диагностики.
"Концепция универсальной предосторожности" исходит из того, что медицинские работники должны относиться к крови и другим биологическим жидкостям человеческого организма, как к потенциально опасным в плане возможного инфицирования, поэтому при работе с ними необходимо соблюдать следующие правила:
1. При любом соприкосновении с кровью, другими биологическими жидкостями, органами и тканями, а также со слизистыми оболочками или поврежденной кожей больных медицинский работник должен быть одет в спецодежду, использовать перчатки, надетые поверх медицинского халата. Руки выше перчаток желательно закрывать влагонепроницаемыми нарукавниками.
2. Медицинским работникам не выполнять процедуры инвазивного характера при наличии эскудативного диатеза, мокнущего дерматита в области рук. До начала работы все повреждения кожи закрывать лейкопластырем или медицинским клеем.
3. После окончания инвазивной процедуры руки в перчатках опустить в дез. р-р (3% хлорамин, 6% перекись водорода) на 3 минуты, затем смыть дез. р-р проточной водой, перчатки осушить полотенцем для перчаток и снять. Руки тщательно вымыть проточной водой. При снятии резиновых перчаток повторное их использование допускается только после дезинфекции и стерилизации.
4. Другие средства барьерной защиты (СБЗ) - маску и защитные очки - следует надевать в тех случаях, когда не исключается возможность разбрызгивания крови или других биологических жидкостей. При проведении инвазивных вмешательств следует надевать водонепроницаемый халат и фартук.
5. При выполнении различных манипуляций необходимо предотвратить травму режущими и колющими предметами: не манипулировать иглами, не сгибать, не ломать их, не надевать колпачки на использованные иглы. С режущими и колющими инструментами надо обращаться осторожно без лишней суетливости, продуманно относиться к каждому движению.
6. Разборку, мытье и прополаскивание медицинского инструментария, лабораторной посуды, приборов и аппаратов, соприкасавшихся с кровью или другими биологическими жидкостями пациентов проводить в прочных резиновых перчатках.
7. При загрязнении биоматериалом кожи (порезе или проколе инструментом) рану надлежит немедленно обработать 95% спиртом, обмыть водой с мылом, не останавливая кровотечения, выдавить кровь из ранки, не тереть, затем повторно обработать 70% спиртом или 5% р-ром йода. При попадании биоматериала на слизистые оболочки их немедленно обрабатывают 0,05% р-ром марганцевокислого калия, рот и горло прополаскивают 70% спиртом или 0,05% р-ром марганцевокислого калия, в глаза вводят 1% азотнокислое серебро, в нос - 1% р-р протаргола.
8. Рабочую одежду необходимо менять не реже 2-х раз в неделю и по мере загрязнения. Если во время работы произошло загрязнение спецодежды кровью или другим биологическим материалом, необходимо одежду немедленно снять и замочить в 3% р-ре хлорамина на 60 минут и далее сдать в стирку. В кабинетах, где проводят инвазивные процедуры, необходимо иметь запасной комплект спецодежды.
9. На случай аварии на каждом рабочем месте (в манипуляционной комнате) должны быть сформированы аптечки первой помощи, в состав которых включается: 70% спирт, 5% спиртовый р-р йода, навеска сухого марганцевокислого калия для приготовления 0,05% р-ра, лейкопластырь, ножницы, пипетки, марлевые салфетки, пинцет, перчатки, маска.
О каждом случае аварии, попадания биоматериала от пациента на слизистые оболочки или на кожу (порез, прокол) персонала необходимо поставить в известность зав. отделением и старшую медсестру и зарегистрировать данную аварию в журнале по унифицированной форме.
+-----------------------------------------------------------------+
¦N ¦ФИО ¦Возраст¦Дата ¦Обстоя- ¦ФИО ¦Объем ¦ФИО ¦
¦пп¦должность ¦ ¦аварии¦тельства¦больного,¦оказан.¦руковод.,¦
¦ ¦пострадав-¦ ¦ ¦аварии ¦его адрес¦помощи ¦которого ¦
¦ ¦шего мед. ¦ ¦ ¦(травмы)¦N истории¦постра-¦проин- ¦
¦ ¦работника ¦ ¦ ¦ ¦болезни ¦давшему¦формиро- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вали об ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦аварии ¦
+--+----------+-------+------+--------+---------+-------+---------¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+----------+-------+------+--------+---------+-------+---------¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------------------------+
Если окажется, что пациент инфицирован ВИЧ, пострадавшему медработнику по рекомендации комиссии может быть назначен прием тимозида (АЗТ) 800 мг/в сутки в течение 30 дней и медицинское наблюдение в течение года с обследованием на антитела к ВИЧ сразу после аварии и далее с интервалом в 1,5; 3, 6 и 12 месяцев.
В соответствии с приказами МЗ и МП РФ N 170 от 16.08.94 г. "О мерах по совершенствованию профилактики и лечения ВИЧ-инфекции" и приказом ДЗ Свердловской области N 46-п от 16.02.96 г. "О введении в действие правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на ВИЧ и перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование на ВИЧ".