ЗАКОН
от 13 декабря 1995 года N 35-ОЗ
Об особо охраняемых природных территориях,
расположенных в Свердловской области
(в редакции Областных законов от 19.11.98 N 36-ОЗ
и от 23.07.01 N 44-ОЗ)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 4 декабря 2005 года на основании
Закона Свердловской области от 21 ноября 2005 года N 105-ОЗ
____________________________________________________________________
Принят Свердловской областной Думой 06.12.95
Настоящий закон регулирует отношения по поводу особо охраняемых природных территорий как природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное значение, изъятых решениями Правительства Российской Федерации, Правительства Свердловской области или органов местного самоуправления из хозяйственной деятельности частично либо полностью, и для которых установлен режим особой охраны.
Абзац утратил силу.
(в редакции Областного закона от 19.11.98 N 36-ОЗ
Задачей законодательства об особо охраняемых природных территориях является регулирование отношений по организации, охране и использованию территорий, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое и рекреационное значение, в целях сохранения уникальных, эталонных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, генетического фонда живых организмов, растительного и животного мира, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения, укрепления законности и правопорядка в этой области.
Охрана и использование особо охраняемых природных территорий осуществляются на принципах:
- приоритета общенациональных и региональных интересов при решении вопросов организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
- приоритета интересов охраны особо охраняемых природных территорий перед интересами их использования;
- приоритета использования особо охраняемых природных территорий в научно-исследовательских и рекреационных (где она предусмотрена) видах деятельности над другими видами их использования;
- недопустимости хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях, несовместимой с их режимом (кроме деятельности, обеспечивающей сохранение экологического равновесия на этих территориях);
- обязательности проведения государственной экологической экспертизы материалов по организации, использованию и ликвидации особо охраняемых природных территорий;
- использования экономического механизма охраны особо охраняемых природных территорий;
- взаимного согласования вопросов охраны и использования особо охраняемых природных территорий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Свердловской области;
- устойчивости особо охраняемых природных территорий;
- строго целевого характера использования особо охраняемых природных территорий;
- привлечения граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны особо охраняемых природных территорий.
1. В состав законодательства и иных нормативных правовых актов об особо охраняемых природных территориях входят Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды", Федеральный Закон "Об особо охраняемых природных территориях", другие законодательные федеральные акты, настоящий закон, другие законодательные акты Свердловской области, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Свердловской области и органов местного самоуправления.
2. Нормы законодательства об особо охраняемых природных территориях, содержащиеся в нормативных правовых актах иных отраслей законодательства, должны соответствовать законодательству об особо охраняемых природных территориях.
1. Все особо охраняемые природные территории в пределах Свердловской области независимо от их значения (статуса) образуют единую систему, призванную обеспечивать сохранение уникальных природных сообществ и экологического равновесия на территории Свердловской области.
2. Система особо охраняемых природных территорий, расположенных в Свердловской области является составной частью единой системы особо охраняемых природных территорий Российской Федерации.
1. Законодательство об особо охраняемых природных территориях регулирует:
- Абзац утратил силу.
(в редакции Областного закона от 19.11.98 N 36-ОЗ)
- отношения по использованию особо охраняемых природных территорий;
- отношения по управлению особо охраняемыми природными территориями (совместно с административным законодательством);
- отношения по охране особо охраняемых природных территорий (совместно с иным законодательством);
- отношения, связанные с ответственностью за нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях (совместно с трудовым, административным, гражданским и другим законодательством).
2. Участниками отношений, регулируемых законодательством об особо охраняемых природных территориях, являются:
- юридические лица и граждане;
- Российская Федерация, Свердловская область, муниципальные образования в лице соответствующих своих органов.
3. Земельные, горные, водные, лесные, а также отношения по поводу других объектов природы и охраны окружающей природной среды регулируются соответствующим законодательством.
Особо охраняемые природные территории, расположенные в Свердловской области, в соответствии с законодательством Российской Федерации являются государственной или муниципальной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Свердловской области или органов местного самоуправления муниципальных образований.
(статья в редакции Областного закона от 19.11.98 N 36-ОЗ)
1. С учетом различий в правовой статусе, режиме охраны и использования выделяются следующие категории особо охраняемых природных территорий:
- государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
- национальные парки;
- природные парки;
- ландшафтные парки;
- микрозаповедники;
- этно - природные зоны;
- государственные заказники (охотничьи, орнитологические, энтомологические, ихтиологические, почвенные, ландшафтные и иные);
- защитные участки территорий и акваторий;
- ведомственные (внутрихозяйственные) заказники;
- водоохранные зоны водных объектов и прибрежные защитные полосы;
- памятники природы;
- генетические резерваты;
- лесопарки;
- дендрологические парки и ботанические сады;
- лечебно - оздоровительные местности и курорты.
(пункт в редакции Областного закона от 23.07.01 N 44-ОЗ)
2. Правительство Свердловской области и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут устанавливать и другие формы особо охраняемых природных территорий и объектов.
(пункт в редакции Областного закона от 23.07.01 N 44-ОЗ)
3. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
4. Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке комплексных схем, схем землеустройства и лесоустройства, схем районной планировки.
5. На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы и планов районной планировки органы государственной власти Свердловской области принимают решения о резервировании участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
1. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, областное (региональное) и местное значение.
(пункт в редакции Областного закона от 23.07.01 N 44-ОЗ)
2. Особо охраняемые природные территории федерального значения определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
3. Пункт утратил силу.
(в редакции Областного закона от 23.07.01 N 44-ОЗ)
4. К особо охраняемым природным территориям областного значения по решению Правительства Свердловской области могут быть отнесены природные парки, областные микрозаповедники, этно природные зоны, государственные заказники, водоохранные полосы водных объектов и прибрежные защитные зоны, памятники природы, генетические резерваты, лесопарки, лечебно - оздоровительные местности и курорты, дендрологические парки и ботанические сады, иные особо охраняемые природные территории, создаваемые для охраны природных комплексов и объектов, имеющих областное значение.
(пункт в редакции Областного закона от 23.07.01 N 44-ОЗ)
5. К особо охраняемым природным территориям местного значения по решению органов местного самоуправления могут быть отнесены муниципальные микрозаповедники, ландшафтные парки, лечебно оздоровительные местности и курорты местного значения, ведомственные (внутрихозяйственные заказники) и иные особо охраняемые природные территории местного значения.
(пункт в редакции Областного закона от 23.07.01 N 44-ОЗ)
(в редакции Областного закона от 23.07.01 N 44-ОЗ)
Законодательное Собрание Свердловской области:
1) осуществляет законодательное регулирование в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного и местного значения, расположенных в Свердловской области;
2) определяет в законе Свердловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и (или) законах Свердловской области о доходах и расходах целевых бюджетных фондов объем расходов, направляемых на финансирование организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения;
3) устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах льготы для организаций, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории, а также для граждан и организаций - природопользователей, осуществляющих свою деятельность на особо охраняемых природных территориях;
4) принимает долгосрочные областные государственные целевые программы в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
5) наделяет органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области;
6) контролирует исполнение законов Свердловской области в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
7) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
(статья в редакции Областного закона от 23.07.01 N 44-ОЗ)
К полномочиям Правительства Свердловской области в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий относятся:
1) совместное с Российской Федерацией решение вопросов владения, пользования и распоряжения природными ресурсами на особо охраняемых природных территориях;
2) совместное с органами исполнительной власти Российской Федерации управление в данной сфере в рамках единой системы исполнительной власти;
3) установление категорий особо охраняемых природных территорий областного значения;