Приоритетной задачей в реализации государственной образовательной политики в системе общего образования в 2000 году было развитие правовых отношений в образовании, в том числе стандартизации как правового механизма, гарантирующего качество образования.
Изменение правовых отношений в системе общего образования обусловлено последовательно осуществляемой региональной образовательной политикой, направленной на решение проблем человека в образовании.
Без соблюдения прав детей невозможно существенно изменить уровень образованности учащихся, создать условия для разностороннего развития их личности.
Основными механизмами развития правовых отношений в образовании в 2000 году стали: изменение содержания образования в соответствии с государственным образовательным стандартом (национально-региональным компонентом); становление государственно-общественного характера управления; расширение информационной среды.
Таким образом, вся деятельность органов и учреждений образования в 2000 году, так же как и в предыдущие годы, была направлена на обеспечение прав детей в образовании.
Прямые оценки, данные учащимися, их родителями, педагогами и администрацией образовательных учреждений, позволяют судить о том, что, по их мнению, ситуация, сложившаяся с соблюдением права на образование в целом по Свердловской области, достаточно благоприятна. Данные таблицы свидетельствуют о достаточно высоком проценте ответивших, что право на образование в их образовательном учреждении (или учреждении, где учится их ребенок) соблюдается в полной мере.
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ СОБЛЮДАЕТСЯ (В ПРОЦЕНТАХ)
┌══════════════┬════┬════════┬════════┬═════════════‰
│ │Дети│Родители│Педагоги│Администрация│
├══════════════┼════┼════════┼════════┼═════════════┤
│В полной мере │85,8│ 85,0 │ 85,8 │ 92,5 │
├══════════════┼════┼════════┼════════┼═════════════┤
│Частично │ 9,2│ 10,4 │ 8,1 │ 5,5 │
├══════════════┼════┼════════┼════════┼═════════════┤
│Не соблюдается│ 0,8│ 0,5 │ 0,4 │ 0,2 │
└══════════════┴════┴════════┴════════┴═════════════…
Однако следует отметить, что данные психолого-медико-педагогических комиссий свидетельствуют о том, что более трети детей, обратившихся (направленных) за консультацией специалистов, были ущемлены именно в праве на образование. Каждый ребенок, обратившийся за помощью, имеет проблемы с обучением, проблемы адаптации в образовательном учреждении, часть из них - это дети, которые "ушли из школы".
Одним из аспектов реализации права на образование является возможность выбора образовательного учреждения (приложение 2, таблицы 18, 19, 20). В целом по Свердловской области большинство опрошенных родителей отмечает, что никто и ничто не мешало осуществлению права ребенка на образование. И лишь некоторые признают, что "были случаи, когда ребенку отказали в приеме в школу". Наиболее критичны родители при ответе на указанный вопрос в тех случаях, когда в муниципальном образовании имеются достаточно широкие возможности для выбора образовательного учреждения. С этой точки зрения представляет интерес ситуация в городе Екатеринбурге, где существует большое число гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов.
Вместе с тем, остается проблемой выбор детского сада, школы для детей другого микрорайона. Это, как правило, образовательные учреждения "повышенного спроса", куда многие родители хотят устроить своих детей, но их не могут принять из-за ограниченности мест.