Действующий

О положении детей в Свердловской области и мерах по его улучшению (с изменениями на 5 декабря 2007 года)



Глава 6. ОБРАЗОВАНИЕ: ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ


Приоритетной задачей в реализации государственной образовательной политики в системе общего образования в 2000 году было развитие правовых отношений в образовании, в том числе стандартизации как правового механизма, гарантирующего качество образования.


Изменение правовых отношений в системе общего образования обусловлено последовательно осуществляемой региональной образовательной политикой, направленной на решение проблем человека в образовании.


Без соблюдения прав детей невозможно существенно изменить уровень образованности учащихся, создать условия для разностороннего развития их личности.


Основными механизмами развития правовых отношений в образовании в 2000 году стали: изменение содержания образования в соответствии с государственным образовательным стандартом (национально-региональным компонентом); становление государственно-общественного характера управления; расширение информационной среды.


Таким образом, вся деятельность органов и учреждений образования в 2000 году, так же как и в предыдущие годы, была направлена на обеспечение прав детей в образовании.


Прямые оценки, данные учащимися, их родителями, педагогами и администрацией образовательных учреждений, позволяют судить о том, что, по их мнению, ситуация, сложившаяся с соблюдением права на образование в целом по Свердловской области, достаточно благоприятна. Данные таблицы свидетельствуют о достаточно высоком проценте ответивших, что право на образование в их образовательном учреждении (или учреждении, где учится их ребенок) соблюдается в полной мере.


ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ СОБЛЮДАЕТСЯ (В ПРОЦЕНТАХ)



┌══════════════┬════┬════════┬════════┬═════════════‰

│              │Дети│Родители│Педагоги│Администрация│

├══════════════┼════┼════════┼════════┼═════════════┤ 

│В полной мере │85,8│  85,0  │  85,8  │    92,5     │ 

├══════════════┼════┼════════┼════════┼═════════════┤ 

│Частично      │ 9,2│  10,4  │   8,1  │     5,5     │ 

├══════════════┼════┼════════┼════════┼═════════════┤ 

│Не соблюдается│ 0,8│   0,5  │   0,4  │     0,2     │ 

└══════════════┴════┴════════┴════════┴═════════════…


Однако следует отметить, что данные психолого-медико-педагогических комиссий свидетельствуют о том, что более трети детей, обратившихся (направленных) за консультацией специалистов, были ущемлены именно в праве на образование. Каждый ребенок, обратившийся за помощью, имеет проблемы с обучением, проблемы адаптации в образовательном учреждении, часть из них - это дети, которые "ушли из школы".


Одним из аспектов реализации права на образование является возможность выбора образовательного учреждения (приложение 2, таблицы 18, 19, 20). В целом по Свердловской области большинство опрошенных родителей отмечает, что никто и ничто не мешало осуществлению права ребенка на образование. И лишь некоторые признают, что "были случаи, когда ребенку отказали в приеме в школу". Наиболее критичны родители при ответе на указанный вопрос в тех случаях, когда в муниципальном образовании имеются достаточно широкие возможности для выбора образовательного учреждения. С этой точки зрения представляет интерес ситуация в городе Екатеринбурге, где существует большое число гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов.


Вместе с тем, остается проблемой выбор детского сада, школы для детей другого микрорайона. Это, как правило, образовательные учреждения "повышенного спроса", куда многие родители хотят устроить своих детей, но их не могут принять из-за ограниченности мест.