В целях создания условий для приобщения несовершеннолетних к труду, получению профессиональных навыков, адаптации на рынке труда, поддержки семейного бюджета ведется работа в рамках Программы содействия занятости населения Свердловской области. Данной программой были предусмотрены основные направления политики занятости молодежи в Свердловской области в 2000 году - профориентация и психологическая поддержка; направление на профессиональное обучение; организация летней занятости несовершеннолетней молодежи; трудоустройство на квотированные рабочие места; организация оплачиваемых общественных работ; обучение молодых людей приемам грамотного и результативного поиска работы.
Для реализации поставленных задач территориальные отделы службы занятости населения тесно сотрудничали со всеми заинтересованными структурами - органами по делам молодежи, образовательными учреждениями, комиссиями по делам несовершеннолетних, предприятиями, администрациями муниципальных образований.
Кроме этого, ежегодно Правительством Свердловской области утверждается план мероприятий по реализации молодежной политики в рамках программы "Молодежь Среднего Урала", финансирование которой осуществляется за счет средств областного бюджета. Данная программа была разработана для консолидации усилий органов государственной власти, а также организаций, заинтересованных в решении проблем несовершеннолетних, в частности вопросов трудоустройства, территориальными органами по вопросам занятости совместно с органами исполнительной власти, комиссиями по делам несовершеннолетних, управлениями образования и отделами по делам молодежи.
Основные цели программы - эффективное включение молодежи в рыночные отношения через различные формы трудоустройства, создание механизма трудоустройства выпускников учебных заведений, повышение квалификации и конкурентоспособности молодежи, трудоустройство молодежи с ограниченной трудоспособностью, дезадаптированных подростков, других социально слабозащищенных подростков.
При организации трудоустройства подростков служба занятости руководствуется действующими законодательными и нормативными актами о труде, занятости и образовании в части норм, предусмотренных для лиц этой возрастной категории. Трудоустройство подростков осуществляется как на постоянные рабочие места, так и на работу на условиях временной занятости. Направление подростков для трудоустройства осуществляется в соответствии с Перечнем видов работ, рабочих мест и профессий, на которых допускается применение труда подростков.
В 2000 году в службу занятости в поиске работы обратилось 59145 безработных и учащихся несовершеннолетних в возрасте 14 - 17 лет, из них было трудоустроено 53545 человек, в том числе 97 процентов на условиях временной занятости (приложение 2, таблица 29, рис. 7, 8).
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних осуществлялась в течение всего 2000 года, но особенно широкое распространение получило традиционно в летние каникулы. Во всех муниципальных образованиях с целью организации временных рабочих мест для несовершеннолетних граждан проведены совместные совещания специалистов службы занятости, представителей администрации, комитетов по делам молодежи и работодателей, приняты решения на уровне глав муниципальных образований.
Важная роль в обеспечении и развитии социального партнерства принадлежит координационным комитетам службы занятости населения (далее ККСЗН), активно функционировавшим в 46 территориях области. Например, программа организации общественных работ на предприятиях города Асбеста, рассмотренная на ККСЗН и утвержденная постановлением главы администрации города, позволила создать 212 временных рабочих мест и трудоустроить на них 262 человека. Большой вклад внесли координационные комитеты в решение крайне опасной для общества молодежной безработицы. Так, в городе Березовском в связи с ростом преступности в молодежной среде вопрос об обучении и трудоустройстве подростков был вначале рассмотрен на заседании координационного комитета, а затем нашел отражение в городской программе по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Результатом выполнения этого решения стало трудоустройство 595 подростков (при плане - 80 человек), а также организация трудового отряда для работы в Краснодарском крае. На заседание координационного комитета службы занятости населения в городе Тавде были привлечены к обсуждению вопроса "О создании временных рабочих мест для трудоустройства подростков" представители администрации и работодателей, что позволило увеличить число организаций - партнеров, трудоустроивших подростков, по сравнению с 1999 годом более чем в три раза. В соответствии с утвержденной координационным комитетом службы занятости населения города Карпинска программой летней занятости граждан планировалось охватить трудоустройством не менее 29 процентов подростков в возрасте от 14 до 17 лет, в том числе и из семей социально не благополучных. Фактически в летний период было трудоустроено 3040 подростков, или 32,7 процента от их общей численности.
Рекомендации и решения координационных комитетов службы занятости населения служат основой для принятия постановлений местных администраций по вопросам занятости населения, а также рассматриваются на совещаниях в администрациях. Инициативы ККСЗН, как правило, находят положительный отклик в администрациях муниципальных образований. Например, по предложению координационного комитета Нижнесергинского района во время летних каникул администрацией муниципального образования Бисертское была выделена и на 50 процентов финансировалась ставка специалиста молодежной биржи труда.
Целевая программа трудоустройства несовершеннолетних граждан не принималась. Мероприятия по трудоустройству подростков являлись частью Комплексной программы содействия занятости населения Свердловской области, а также входили в состав программ молодежных организаций. Особое внимание обращалось на проблему занятости подростков с девиантным поведением. Представители службы занятости являются членами комиссий по делам несовершеннолетних в своих муниципальных образованиях. На заседаниях комиссии предоставлялась информация об услугах службы занятости, наличии вакантных мест, проводились консультации как подростков, так и их родителей по вопросам занятости.
Для приобщения и адаптации подростков к трудовой деятельности, снижения уровня преступности и наркомании на работу направлялись в приоритетном порядке дети из числа сирот и лишенных попечения родителей, подростки из семей безработных граждан, неполных, многодетных и неблагополучных семей, семей беженцев и вынужденных переселенцев, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или закончившие специальные учебно-воспитательные учреждения.
В целом по области была обеспечена занятость 6,5 тысячи подростков, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, что составляет 66 процентов от общего числа состоящих на учете. Целенаправленная работа по организации занятости "трудных" подростков в ходе операции "Подросток" позволила не только изолировать подростков, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, от их окружения, оказывающего отрицательное влияние, но и организовать работу по их перевоспитанию. Так, в территориальных отделах занятости населения городов Качканара, Кушвы, Красноуральска были сформированы трудовые отряды из числа условно осужденных, вернувшихся из воспитательных колоний, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Подобные лагеря для "трудных" подростков были организованы в Екатеринбурге, Нижней Салде, Каменске-Уральском и других территориях - всего в 24 муниципальных образованиях области. В городе Нижний Тагил на государственном унитарном предприятии Производственное объединение "Уралвагонзавод" подростки трудились в цехах со своими родителями, выполняя работу учеников слесарей, токарей, операторов связи, подсобных рабочих, курьеров и другие работы, что явилось хорошим воспитательным фактором. По опыту данного предприятия организовали временные рабочие места Высокогорский горнообогатительный комбинат, Нижнетагильский металлургический комбинат. Благодаря организации отдыха и занятости "трудных" подростков снизилось количество несовершеннолетних граждан, доставленных в летний период в органы внутренних дел за правонарушения и преступления.
Эффективной формой работы по решению проблем занятости подростков является сеть летних и постоянно действующих молодежных бирж труда в муниципальных образованиях Свердловской области, организуемых при поддержке Департамента по делам молодежи Свердловской области. В летний период при содействии Департамента по делам молодежи Свердловской области было организовано 65 летних молодежных бирж труда. Впервые за последние 3 года компенсация труда несовершеннолетним гражданам выплачивалась деньгами - средняя заработная плата подростков составила около 245 рублей в месяц (города Лесной - 320 рублей, Краснотурьинск - 530 рублей. Верхняя Салда - до 500 рублей). Это позволило молодежным биржам труда расширить поле деятельности, не ограничиваясь только трудоустройством на платежеспособные предприятия. Так, очень интересную форму организации труда подростков применили в городе Верхняя Пышма, где работа по благоустройству города была организована молодежной биржей труда совместно с экологическим фондом, управлением жилищно-коммунального хозяйства, центром занятости населения, администрацией муниципального образования и отделом по делам молодежи. В ходе реализации проекта "Мой любимый дворик" ремонтно-строительными подростковыми бригадами были построены и восстановлены 5 спортивных площадок. В списке "полезных дел" трудовых бригад - благоустройство пешеходных дорожек, очистка берега озера Балтым, территории городского парка. Всего за летний период через молодежную биржу труда было трудоустроено 990 человек, из них 510 человек - из числа "трудных" подростков.
Подростками отработано 1131019 человеко-дней. Ими были выполнены следующие виды и объемы работ: сельскохозяйственные - посадка, прополка, уборка сельскохозяйственных культур, работа пастухами, помощниками комбайнеров; лесохозяйственные - посадка и прополка саженцев, сбор лекарственных трав, ягод, шишек; благоустроительные - уборка улиц, пляжей, кладбищ, озеленение, разбивка газонов, покраска скамеек; строительные - ремонт школ; социальные - уход за больными, престарелыми людьми и инвалидами, работа в сельских садах и больницах.