Обострение проблем семьи приводит к значительному увеличению числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Происходит изменение социального состава сиротства, появляются дети со сложными, комплексными видами отклонений, разными формами задержки психического развития, с трудностями в получении образования, поведении.
В 2000 году было выявлено и учтено 5300 детей, что на 801 человек больше, чем в 1999 году.
Решение проблем устройства данной категории детей имеет два основных пути: семейная форма устройства ребенка (усыновление, опека, попечительство, приемная семья) и помещение ребенка в учреждения государственного воспитания.
Действующие нормативные акты позволяют упорядочить систему работы различных субъектов исполнительных органов государственной власти по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. Хотя в области не наблюдается устойчивой тенденции увеличения числа детей, передаваемых на воспитание в семью, в 2000 году на воспитание в семьи передано 3390 детей, оставшихся без родительского попечения, что на 154 ребенка больше, чем в 1999 году (1995 год - 3755 детей).
Усыновление является одной из приоритетных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2000 году было усыновлено 776 детей. Следует отметить, что усыновляются преимущественно дети раннего возраста. Усыновление детей старших возрастов, особенно из школ - интернатов, остается актуальной проблемой, решение которой связывается с реабилитацией личностей, на развитие которых оказывали влияние факторы неблагополучия на предыдущем этапе их жизни, адаптацией к существующим вне стен интернатных учреждений условиям жизни, организацией работы по специальной подготовке желающих усыновить таких детей. Намечается тенденция сокращения усыновления детей российскими гражданами и роста усыновления российских детей иностранными гражданами. Падение уровня жизни российских граждан, недостаточная информированность о действующем законодательстве по усыновлению, нормативная неопределенность по вопросу о доступности информации о детях, подлежащих усыновлению, объективно ограничивает возможности многих российских семей усыновить ребенка.
Наиболее распространенной формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их передача под опеку (попечительство). В 2000 году под опеку (попечительство) было передано 2185 детей, всего же по области учтено 10 тысяч 180 детей, находящихся под опекой (попечительством) (приложение 2, таблица 37).
Норматив затрат на обслуживание одного ребенка составляет 7200 рублей в год. Реально в 2000 году расходы на одного опекаемого в среднем по области составили 5238 рублей в год, что свидетельствует о том, что расходы на выплату денежных средств на содержание детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством) ежегодно планируются муниципальными образованиями по более низким нормативам.
В настоящее время в области функционирует 10 приемных семей с общим числом детей 76 человек. За период 2000 года в области создана только одна приемная семья (Чкаловский район города Екатеринбурга). Данное состояние свидетельствует о том, что в области не происходит в должной мере развития института приемной семьи. Одна из главных причин - это отсутствие понимания должностными лицами экономической выгоды содержания ребенка в приемной семье (в сравнении с содержанием в учреждениях государственного воспитания), а, следовательно, отсутствие выраженной политики со стороны муниципальных образований на материальную поддержку приемных родителей. Министерством общего и профессионального образования Свердловской области были сформированы предложения о внесении изменений в нормативные акты, регулирующие создание и развитие приемных семей на территории Свердловской области.
Последние годы характеризуются постоянным ростом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в учреждениях государственного воспитания. Тенденция увеличения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обуславливает рост количества учреждений государственного воспитания. За 2000 год сеть учреждений государственного воспитания в Свердловской области увеличилась на 9 и насчитывает 81 учреждение.
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области имеет собственную сеть учреждений государственного воспитания (18 учреждений) с общим числом воспитанников 1062 человека, что позволяет решать проблемы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, в муниципальных образованиях, не имеющих собственной сети учреждений государственного воспитания и находящихся в сложной социально-экономической ситуации. Необходимо отметить оптимальность сети образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в муниципальных образованиях город Нижний Тагил, город Каменск-Уральский, город Первоуральск, город Заречный, город Североуральск, город Серов, город Карпинск, город Качканар, Камышловский район, Верхнесалдинский район. Эти муниципальные образования самостоятельно решают проблемы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако проблема оптимизации сети образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается актуальной. Из 72 муниципальных образований Свердловской области только 49 имеют на своей территории образовательные учреждения для такой категории детей, то есть во многих муниципальных образованиях Свердловской области отсутствуют условия реализации прав получения образования большой группы детей, остающейся ежегодно без родительского попечения. Дети годами находятся в приютах, больницах, семьях, где родители лишены родительских прав.
В период до 2000 года на региональном уровне создана нормативная база, которая является достаточной для обеспечения условий реализации прав и гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Созданы организационно-правовые условия обеспечения процесса выпуска детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из детских домов и школ - интернатов и их приема в учреждения профессионального, среднего педагогического образования. Определены основания деятельности государственных опекунов, обеспечивающие реализацию прав воспитанников. Принят ряд мер, направленных на формирование единой системы государственного воспитания на территории Свердловской области, что позволяет определять основания для мониторинга за реализацией основной задачи государственных опекунов.
В течение 1999 - 2000 годов была проанализирована ситуация в муниципальных образованиях в части реализации прав и гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Анализ ситуации свидетельствует о том, что в муниципальных образованиях Свердловской области продолжают иметь место случаи нарушения социальных гарантий и прав детей-сирот. Так, например, имеет место нарушение прав воспитанников на выбор образовательного учреждения, формы получения образования, дополнительных образовательных услуг в соответствии с интересами и склонностями детей. Руководители учреждений государственного воспитания не в полной мере реализуют функции государственного опекуна по отношению к воспитанникам: оформление юридического статуса ребенка, обеспечение воспитанников одеждой, обувью, полноценным питанием, медицинским обслуживанием. Организация деятельности в ряде учреждений государственного воспитания по-прежнему носит "казарменный" характер (дети живут в комнатах по 10 - 12 человек, зачастую расселены по возрастным группам; дети из одной семьи живут в разных группах и практически не общаются; строгое соблюдение режимных моментов не способствует решению личных проблем ребенка - сироты, не формирует у детей навыки самоорганизации, самоконтроля, ответственности за братьев).
Тем не менее, в ряде муниципальных образований руководителями органов опеки (попечительства), учреждений государственного воспитания осмыслена проблема реализации прав воспитанников на получение качественного образования, реализации ими права выбора образовательного учреждения, формы получения образования в соответствии с потребностями, мотивами, способностями. Так, например, в городе Нижний Тагил наиболее одаренные воспитанники детского дома посещают гимназию высшей категории, а 18-летний воспитанник детского дома одновременно получает основное общее образование, профессию на шефствующем предприятии, учится на курсах по подготовке водителей автотранспорта и готовится к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. В городе Алапаевске дети из детского дома посещают 9 образовательных учреждений города (в том числе учреждения дополнительного образования). В этом учебном году 4 выпускника заканчивают полную среднюю школу. Эти выпускники связывают свое будущее с профессией педагога. В городе Каменске-Уральском дети из Синарского детского дома - школы посещают все учреждения дополнительного образования города, учатся на курсах по подготовке водителей автотранспорта, принимают участие как в городских, так и во всероссийских конкурсах.