Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000-2003 ГОДЫ

Статья 1. Обоснование мероприятий по развитию образования
Свердловской области на 2000-2003 годы

Содержание мероприятий по развитию образования Свердловской области на 2000-2003 годы базируется на следующих позициях:

1. Приоритет целей, задач, направлений развития образования, определенных Федеральным законом от 13 января 1996 года N 12-ФЗ "Об образовании", Областным законом от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области".

Государственная политика Свердловской области в сфере образования основывается на принципах:

1) признания приоритета образования на территории Свердловской области;

2) гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

3) единства культурного и образовательного пространства области, защиты и развития национальных, региональных культурных традиций и особенностей;

4) светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных организациях;

5) ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных организаций всех форм собственности, их должностных лиц за реализацию гражданами права на получение образования;

6) единства гражданских, государственных и муниципальных интересов в сфере образования;

7) преемственности образовательного процесса и образовательных программ;

8) обеспечения государственного контроля за соблюдением реализации гражданами права на образование;

9) развития научных исследований в сфере образования и их практического применения;

10) признания самостоятельности организаций образования и их права на государственную поддержку;

11) соблюдения интересов граждан при разработке и реализации программ развития образования;

12) общедоступности образования, соответствия системы образования уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

2. Учет тенденции развития образования в современном мире.

Изменения, происходящие в образовательной сфере, в большей степени становятся проявлением глобальных образовательных тенденций. К их числу относятся следующие:

1) признание приоритетности образования для развития человека и общества. Образование - главный ресурс будущего, должно рассматриваться не как одно из средств развития общества, а в качестве его приоритета и главной цели;

2) возрастание социальной функции образования в современном мире. Развитие образования является частью процесса зарождения нового мирового сообщества и призвано содействовать гармонизации человеческих отношений, разрешению стоящих перед обществом проблем и противоречий. Одной из главных социальных функций образования в современном мире признается формирование и развитие гражданского общества. Гражданское общество - совокупность социальных связей, институтов и ценностей, главными субъектами которых являются гражданин с его правами и гражданские организации: ассоциации, объединения, общественные движения и гражданские институты, опосредующие отношения между частной сферой и государством. В свою очередь, гражданское общество является одним из факторов поддержания национальной безопасности, общественного благосостояния и социокультурного развития. Образовательная система выполняет свое назначение, если результатом ее деятельности по отношению к каждому отдельному человеку является становление гражданина;

3) ориентация образования на интересы личности, развитие человека;

4) изменение представлений о качестве образования. Качество образования не сводится к накоплению знаний, а предполагает умение приобретать знания, работать, овладеть компетентностью, позволяющей человеку жить вместе с другими людьми в изменяющихся политических и социально - экономических условиях.

3. Обеспечение преемственности в управлении развитием системы образования Свердловской области.

С момента принятия Концепции и Программы-1 развития образования Свердловской области была востребована качественно иная политика в сфере управления образованием, направленная на переориентацию всех уровней управления на развитие содержания образования, создание всего необходимого комплекса условий для свободного физического, умственного и нравственно - правового развития личности. Изменение целей, ценностей образования потребовало существенных изменений в системе управления, как в части компетенции различных уровней управления, системы отношений между ними (от прямых административных к опосредованным воздействиям), так и в части профессиональной компетентности самих управляющих образованием. На данном этапе (1991-1995 годы) решались следующие задачи по изменению системы управления:

    децентрализация управления;

координация деятельности областного органа управления образованием и муниципалитетов по реализации программ развития образования территорий на основе соглашений;

разработка и реализация новых механизмов управления образованием (введение элементов стандартизации в системе образования (базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации и Свердловской области); лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений; аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений; сертификация специалистов муниципальных органов управления образованием; сертификация научно - методического и программно - методического обеспечения образовательного процесса);

формирование региональной нормативно - правовой базы в рамках компетенции субъекта Российской Федерации и в соответствии с соглашениями с Министерством образования Российской Федерации, обеспечивающей развитие и функционирование системы образования области в соответствии с принципами государственной политики в сфере образования;

создание организационных структур (Институт развития регионального образования, объединение "Дворец молодежи", учебно производственное объединение "Юность", культурно - оздоровительный комплекс "Юность Урала", учебные округа начального профессионального образования) для обеспечения реализации программных целей, задач управления развитием регионального образования;

изменение структуры и направлений деятельности государственного (областного) и муниципальных органов управления образованием в связи с поступательным изменением целей, задач управления развитием на каждом этапе реализации программ развития образования;