ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 января 2001 г. N 8-ПП
О КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ АМБУЛАТОРНО - ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
____________________________________________________________________
Утратило силу с 25 марта 2010 года на основании
постановления Правительства Свердловской области
от 1 февраля 2010 года N 130-ПП
____________________________________________________________________
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 05.11.97 г. N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 г. N 1202-р "Об одобрении Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года" Правительство Свердловской области постановляет:
1. Одобрить Концепцию реформирования амбулаторно поликлинической помощи в здравоохранении Свердловской области (прилагается).
2. Министерству здравоохранения Свердловской области (Скляр М.С.) и Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области (Чарный Б.И.):
1) при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам здравоохранения руководствоваться положениями Концепции реформирования амбулаторно - поликлинической помощи в здравоохранении Свердловской области;
2) с 01.01.2001 г. приступить к реализации Концепции реформирования амбулаторно - поликлинической помощи на всей территории Свердловской области по мере готовности амбулаторно поликлинических учреждений и подразделений лечебно профилактических учреждений;
3) в срок до 1 июля 2001 года разработать и ввести в действие в полном объеме механизм реализации Концепции реформирования амбулаторно - поликлинической помощи, в том числе:
стандарты, протоколы ведения больных в амбулаторно поликлинических учреждениях и подразделениях лечебно профилактических учреждений;
технологию проведения ведомственной и вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи;
новый порядок и способ оплаты амбулаторно - поликлинической помощи в системе обязательного медицинского страхования за фактически оказанные объемы медицинской помощи с учетом показателей качества;
4) обеспечить нормативно - методическое руководство и контроль реализации Концепции реформирования амбулаторно - поликлинической помощи в областных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
5) провести эксперименты:
по реформированию амбулаторно - поликлинической помощи в медицинских учреждениях в течение IV квартала 2000 года;
по отработке порядка и способа оплаты амбулаторно поликлинической помощи в системе обязательного медицинского страхования за фактически оказанные объемы медицинской помощи с учетом показателей качества - до 1 апреля 2001 года.
3. Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области (Чарный Б.И.):
1) обеспечить переход на оплату амбулаторно - поликлинической помощи медицинским учреждениям, работающим в системе обязательного медицинского страхования, за фактические объемы медицинской помощи, по мере готовности амбулаторно - поликлинических учреждений и подразделений лечебно - профилактических учреждений;
2) возмещать дополнительные расходы медицинских учреждений, связанные с проведением экспериментов, за счет средств обязательного медицинского страхования.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований:
1) при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам здравоохранения руководствоваться положениями Концепции реформирования амбулаторно - поликлинической помощи в здравоохранении Свердловской области;
2) обеспечить амбулаторно - поликлинические учреждения и подразделения лечебно - профилактических учреждений компьютерной техникой.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области по социальной политике Спектора С.И.
Председатель Правительства
Свердловской области
А.П.ВОРОБЬЕВ
К постановлению
Правительства Свердловской области
от 4 января 2001 г. N 8-ПП
Проводимые в Свердловской области в 1999-2000 гг. мероприятия по реализации Программы государственных гарантий обеспечения бесплатной медицинской помощью граждан, проживающих на территории Свердловской области, не привели к существенному снижению объемов стационарной помощи и повышению доступности внебольничной медицинской помощи.
Продолжают сохраняться негативные тенденции в показателях здоровья населения Свердловской области. Отмечается увеличение смертности лиц в трудоспособном возрасте, снижение средней продолжительности жизни. Увеличивается число хронических больных и инвалидов, снижается профилактическая направленность медицины. Беспокоит значительный рост инфекционных, социально опасных и социально значимых заболеваний. Уменьшается число врачей, работающих на участках, отмечается снижение авторитета медицинских работников амбулаторно - поликлинической службы. Все это ставит здравоохранение области перед необходимостью изменить приоритеты в организации помощи и требует реформы первичного звена оказания медицинской помощи.
Настоящая концепция является основой для разработки программы мероприятий в области охраны здоровья в самой массовой службе здравоохранения.
АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА концепции заключается в переориентации сложившейся системы здравоохранения на интенсивный путь развития на основе создания новой современной организационной модели амбулаторно - поликлинической службы, ориентированной на гарантированное удовлетворение населения в первичной медико санитарной помощи надлежащего качества и рациональное использование ресурсов отрасли.
Экономическая целесообразность введения концепции обеспечивается рациональным использованием финансовых средств здравоохранения, основанным на изменении структуры медицинской помощи с переориентацией от "затратной" стационарной помощи к более экономичной амбулаторной медицинской помощи и профилактическому обслуживанию населения.
Реализация концепции позволит:
ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ:
обеспечить доступность эффективной, бесплатной и качественной первичной медико - санитарной помощи вне зависимости от социального статуса и места жительства;
снизить заболеваемость, инвалидизацию и смертность;
повысить заинтересованность населения в сохранении и укреплении своего здоровья.
ДЛЯ ОТРАСЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ:
повысить эффективность использования ресурсов медицинских учреждений;
преодолеть структурные диспропорции в организации медицинской помощи;
дать возможность финансирования и развития приоритетных направлений за счет высвобождающихся ресурсов.
ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ:
увеличить уровень оплаты труда в первичном звене здравоохранения;
повысить заинтересованность в результатах труда;
дать возможность реализации творческого потенциала.
Целью реформирования амбулаторно - поликлинической службы является обеспечение максимально эффективной и качественной медицинской помощи на догоспитальном этапе и улучшение состояния здоровья населения путем приоритетного развития профилактической помощи, использования современных организационных и медицинских технологий.
Задачами реформирования амбулаторно - поликлинической помощи являются:
развитие новых организационных форм догоспитальной помощи (общеврачебная практика, амбулаторная хирургия, стационарозамещающие виды деятельности);
развитие профилактической направленности в деятельности амбулаторно - поликлинической службы;
внедрение новой модели финансирования амбулаторно поликлинических медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, изменение системы оплаты труда медицинских работников;
создание системы мониторинга за состоянием здоровья населения;
приведение в соответствие с федеральными показателями действующих региональных стандартов амбулаторно - поликлинической помощи;
внедрение эффективной системы экспертной оценки амбулаторно поликлинической помощи;
повышение качества профессиональной подготовки медицинских работников первичного звена.
ОТКРЫТОСТЬ. Программа развития реализуется гласно, открыто, с широким освещением и обсуждением в средствах массовой информации, в специализированных медицинских изданиях, на встречах с общественностью и медицинскими работниками.
ЭТАПНОСТЬ. Организационные изменения производятся этапно, по мере готовности учреждений, коллективов, населения.
АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ. В ходе реализации концепции рассматриваются, экспериментально проверяются и отрабатываются несколько вариантов изменений.
ПАРТНЕРСТВО. Концепция реализуется на условиях равного партнерства с органами местного самоуправления, органами управления здравоохранением различных уровней, медицинскими коллективами, врачами, населением.
СОХРАНЕНИЕ ДОСТИГНУТОГО. Внедрение новых организационных технологий и моделей осуществляется при условии сохранения "старых" эффективно работающих технологий и моделей.
Статья 4.
РАЗВИТИЕ НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ДОГОСПИТАЛЬНОЙ ПОМОЩИ (ОБЩЕВРАЧЕБНАЯ ПРАКТИКА, АМБУЛАТОРНАЯ ХИРУРГИЯ, СТАЦИОНАРОЗАМЕЩАЮЩИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Анализ состояния медицинской помощи показал, что 25% больных, получающих лечение в стационарах, без ущерба для здоровья могут быть переведены на лечение в стационарозамещающие подразделения, что позволит сократить коечный фонд и уменьшить расходы на содержание круглосуточных стационаров на 20% с перепрофилированием высвободившихся коек в отделения краткосрочного пребывания.
Система оплаты амбулаторно - поликлинической помощи должна создавать условия для непосредственной заинтересованности службы и медицинских работников в объеме и качестве медицинской помощи, стимулировать развитие профилактических и стационарозамещающих технологий, приводить к сокращению необоснованной госпитализации. Предлагаемая модель финансирования сочетает в себе:
планирование финансовых средств по дифференцированному подушевому нормативу;
оплату амбулаторно - поликлинической помощи за фактически оказанные объемы медицинской помощи.
Цель введения частичного фондодержания - создание экономической заинтересованности у коллективов медицинских работников в увеличении объемов амбулаторно - поликлинической помощи, в том числе профилактической работы;
частичное фондодержание.
Планирование финансовых средств на амбулаторно поликлиническую службу осуществляется по дифференцированному подушевому принципу на уровне муниципальных образований и медицинских учреждений на основе статистических данных о количестве прикрепленного населения и категории сертификата амбулаторно - поликлинического подразделения.
Исходя из численности прикрепленного населения, категории сертификата данного амбулаторно - поликлинического подразделения и дифференцированного подушевого норматива определяется финансовая емкость поликлиники, соответствующая доля которой резервируется в виде частичного фондодержания, остальные средства направляются на оплату медицинской помощи.
Средства частичного фондодержания могут быть получены амбулаторно - поликлиническими учреждениями при выполнении ряда обязательных условий, связанных с ограничением направлений больных в круглосуточный стационар, развитием стационарозамещающих подразделений, выполнением объемных показателей профилактической работы, выполнением показателей "модели конечных результатов", обеспечением качества оказания медицинской помощи.
В амбулаторно - поликлинических учреждениях и подразделениях ЛПУ средства частичного фондодержания могут быть направлены на материальное стимулирование работников, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, в том числе для обеспечения работы параклинических подразделений.
Оплата амбулаторно - поликлинической помощи производится за врачебные посещения - с дифференцированным подходом:
по видам оказываемой медицинской помощи (профилактические посещения, активные посещения на дому и посещения по поводу заболеваний);
по уровням категории сертификата амбулаторно - поликлинической службы.
Наряду с изменением системы оплаты амбулаторно поликлинических учреждений предусматривается принцип реформирования оплаты труда врачей и медицинского персонала в зависимости от объема и качества медицинской помощи.
Оплата труда увязывается с основными показателями деятельности (объемными и качественными). В учреждениях формируется фонд материального поощрения, включающий средства для стимулирования всех структурных подразделений, участвующих в лечебно диагностическом процессе и обеспечивающих деятельность поликлиники.
Для дифференцированной оплаты внедряется персонифицированный учет трудового вклада каждого работника, что повышает степень индивидуальной ответственности и заинтересованности.
Предлагается несколько моделей стимулирующих систем оплаты труда:
в зависимости от процента выполнения плановых заданий;
по установленным расценкам;
по единой тарифной сетке с распределением дополнительного фонда по результатам работы;
в процентах от дохода, полученного по счетам за оплату медицинской помощи.