Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА НА 2000-2004 ГОДЫ

1.2. Учет общемировых тенденций развития образования

Изменения, происходящие в образовательной сфере, в большей степени становятся проявлением глобальных образовательных тенденций. К их числу можно отнести следующие:

- Ведущей общемировой тенденцией общественного развития считается ускорение исторического времени. Современный мир можно охарактеризовать как быстро изменяющийся мир: изменения происходят во всех сферах жизни общества, включая и область базовых ценностей.

- Вторая тенденция развития мирового сообщества - это глобализация и универсализация политической, культурной и хозяйственной жизни, становление единой взаимосвязанной и одновременно все более многообразной человеческой цивилизации.

- Третья тенденция связана с резким усилением роли информационных технологий и телекоммуникаций, с формированием информационной доминанты развития общества и производства. Однозначное прогнозирование изменений, которые могут произойти в течение жизни одного поколения, оказывается затруднительным.

- Четвертая тенденция - возрастание роли человеческого фактора во всех сферах жизни. С ростом технической вооруженности человека, истощением основных видов природных ресурсов и обострения экологической ситуации возрастает цена человеческих ошибок, риск катастроф, вызванных действиями людей. Но чем более жесткие требования будет выдвигать перед человечеством природа, тем большее значение будут приобретать человеческие способности, дарования и качества. Поэтому XXI век призван стать веком человеческих качеств.

В этих условиях объективно возрастает ответственность системы образования за развитие других социальных систем, общества в целом. Социальным смыслом образования становится развитие личностного потенциала обучаемых, способности самостоятельно определять цели деятельности и находить методы их реализации. Развитие таких способностей обеспечивает возможность устойчивой адаптации к меняющимся условиям жизни, готовность к конструктивной деятельности по развитию общества и созданию условий для жизненного благополучия самой личности.

Направления муниципальной политики в области образования определяются особенностями регионального масштаба, рамками социально - экономических концепций развития городов и спецификой местной системы образования.

1.3. Основные характеристики городской системы образования

Основными характеристиками городской системы образования являются целостность, стабильное и устойчивое развитие.

Целостность включает учет взаимозависимостей, составляющих города как многомерной социокультурной реальности; необходимость кооперации и единства действий всех систем и субъектов, имеющих отношение к образованию, в условиях общей недостаточности ресурсов.

Имеющаяся стабильность системы связана с устранением причин возникновения критических ситуаций в социуме, влияющих на функционирование системы образования; с инвентаризацией уже имеющихся в распоряжении ресурсов и опорой на их использование; с надежностью системы управления городскими процессами.

Устойчивое развитие основывается на создании многообразия возможностей и постоянном обновлении содержания и форм образования; учете ограниченности как имеющихся, так и будущих ресурсов; определении зоны ближайшего развития системы образования в целом и ее элементов в частности; необходимости ведения поэтапных преобразований и планирования переходных периодов между ними.

Отсюда главная задача управления муниципальной системой образования - КОНСОЛИДАЦИЯ ЗАКАЗА ГОСУДАРСТВА И РЕГИОНА, ИНТЕРЕСОВ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА, ЗАПРОСОВ СОЦИУМА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ.