Права граждан г. Екатеринбурга в сфере образования, как и других жителей Свердловской области, нормативно закреплены в соответствующих документах федерального, регионального и муниципального уровней, которые являются основаниями развития городской системы образования.
Анализ вышеназванных документов и педагогической практики позволяет выделить основные тенденции развития систем образования страны, региона и города:
- формирование условий для развития индивидуальности и социализации личности в сложной общественно - экономической ситуации;
- стандартизация образования, являющаяся фактором обеспечения качественных образовательных услуг потребителю, с одной стороны, и условием развития творческой деятельности педагога, с другой;
- интенсификация обучающих и воспитывающих возможностей социально - педагогического пространства города;
- формирование системы управления на основе единого информационно - образовательного пространства;
- самоопределение образовательных учреждений в части реализации федеральной и региональной политики (выбор оптимальных педагогических технологий, разработка и реализация школьных компонентов содержания образования, юридическая субъектность);
- изменение требований к деятельности работников системы образования и результатам этой деятельности: выдвижение на первый план вопросов профессиональной педагогической компетентности и общей культуры в связи с изменениями, происходящими в жизни общества в целом и системы образования в частности;
- становление образовательной системы в рамках единого образовательного пространства региона и страны в целом;
- развитие форм образования педагога на протяжении всей профессиональной деятельности в связи с изменением ценностных ориентиров общества;
- развитие гражданского участия и социального партнерства как гарантии реализации прав граждан на качественное образование.
В основу Программы положено, во-первых, понимание развития образования как процесса создания системы развивающих и развивающихся отношений и, во-вторых, программно - позиционный принцип программирования развития, что включает:
- прояснение и соотнесение целей, идеалов и ценностей максимального числа участников образовательного процесса при определении стратегии развития;
- совершенствование системы управления и развитие отношений нового типа в ней на основе соотнесения позиций субъектов образования, развития межсубъектных отношений, формирования мобильной структуры связей участников образовательного процесса, обеспечение прав граждан на получение качественного образования в условиях постоянного дефицита ресурсов;
- делегирование ответственности за ход и результат развития образования все большему числу субъектов образовательной деятельности, что ведет к вовлечению в управление развитием системы образования города все большего числа участников этого процесса.
Анализ системы образования г. Екатеринбурга осуществлялся с позиций определения представленных тенденций, принципов, функций, результатов городской системы образования. Оценка востребованности обществом этих результатов позволила выявить специфические черты и противоречия в развитии системы образования города, разрешить которые необходимо в планируемый период.