Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА НА 2000-2004 ГОДЫ

2.3. Кадры

Ключевая фигура сферы образования - педагог. От профессионального уровня педагогического корпуса, качества подготовки педагогов зависят перспективы образования. Сегодня в масштабах страны сложилось противоречие между высокой общественной значимостью функции учителя, с одной стороны, и способами, формами и размерами материального и морального стимулирования его труда, с другой.

В настоящее время заработная плата педагогов значительно отстает от средней по промышленности, что делает профессию учителя неконкурентоспособной на рынке труда. Но в отличие от педагогов Свердловской области педагоги Екатеринбурга получают заработную плату вовремя с учетом аттестационных коэффициентов.

Несмотря на эти трудности, городская система образования сохраняет высокий кадровый потенциал. В муниципальных дошкольных образовательных учреждениях работает 8752 чел, из них педагогов 3480. Кроме того, 4170 работников занято в ведомственных ДОУ, 1747 из них - педагоги. В общеобразовательных школах и школах интернатах работает 28714 человек, в том числе - 13259 педагогов, воспитателей, руководителей кружков. В учреждениях дополнительного образования (Дворцах и домах творчества учащихся, спортшколах) 2722 педагога и тренера. Общее количество педагогов общеобразовательной школы неуклонно возрастает. При этом сохраняется тенденция уменьшения числа вакансий учителей предметников в общеобразовательных учреждениях (таблица 7 Приложения 2 к Программе).

Налицо тенденция сохранения дефицита учителей иностранного языка, частично русского языка и литературы, истории, ИЗО и физкультуры.

Сохраняется тенденция старения педагогических кадров (пятая часть всех педагогов - пенсионеры), так как приток выпускников вузов в систему образования затруднен из-за отсутствия у последних категории и, как следствие, невозможностью обеспечить себе существование и общим по городу сокращением числа вакансий.

Целью аттестации педагогических и руководящих работников ОУ являются мотивация деятельности педагогов, выявление профессиональной педагогической элиты. Речь идет о стимулировании роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического и управленческого труда, развитии творческой инициативы, обеспечении социальной защищенности работников отрасли в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты труда.

Задачами аттестации являются целенаправленное, непрерывное повышение профессионального уровня педагогических и руководящих работников, установление соответствия между качеством и оплатой труда.

Сравнительные результаты прохождения педагогами города аттестации представлены в таблице 8 Приложения 2 к Программе.

Существующая система аттестации педагогических кадров не позволяет в полной мере стимулировать повышение квалификации в соответствии с потребностями населения Екатеринбурга в образовательных услугах, что требует от органов управления образованием продолжения работы в этом направлении. С 2000 года городская система образования вступает в период повторной аттестации педагогов. Это требует увеличения финансовых затрат, связанных с проведением курсов повышения квалификации, квалификационных испытаний, разработкой и тиражированием нормативно - правовой и методической документации (таблицы 9, 10 Приложения 2 к Программе).

В связи с введением ГОСа НРК сегодня существует острая потребность в изменении содержания образования, учебно информационно - методического обеспечения и сопровождения образовательного процесса. С целью развития образовательной системы города как целостного культурно - образовательного пространства, включающего в себя все элементы городского социума, в 2000 году планируется открыть Центр развития образования.

В его первостепенные задачи будут входить выполнение социального заказа на переподготовку и повышение квалификации педагогических и руководящих кадров, научно - методическое и информационное обеспечение изменения содержания образования, организация системы мониторинга качества образования.

Решение многих профессиональных задач оказывается эффективнее, когда специалисты имеют возможность и обсудить проблемы, и влиять на принятие решения. В период с 1996 по 1999 год начали работу Экспертный совет по новым информационным технологиям, Центр новых информационных технологий, Лаборатория гуманной педагогики, экспертные группы по различным проблемам и направлениям, ассоциации педагогов - предметников города и городские экспертные советы по проблемам преподавания отдельных дисциплин. Плодотворной оказывается такая форма организации профессиональной коммуникации, как Педагогические чтения, в подготовке и проведении которых участвуют тысячи учителей, методические, проблемные объединения на уровне города.

Анализ опыта проведения педагогических чтений в городе показывает, что активность участия в педагогических чтениях администраций образовательных учреждений и педагогов возрастала. Если в 1995 году в первых педагогических чтениях принимало участие 49 авторов, то в 1999 году заслушано уже 394 доклада. Налицо явный рост авторитета педагогических чтений в образовательной системе города (таблица 11 Приложения 2 к Программе).

Стремясь к максимальной открытости и доступности информации по проблемам образования, Управление образования уделяет большое внимание вопросам взаимодействия с городской общественностью, библиотеками города (им. Белинского, МОБ города, библиотека Главы города и др.), со средствами массовой информации. Для педагогической общественности проводятся научно - практические конференции, дискуссионные круглые столы разного уровня. Сюда можно отнести выпуск специальных изданий, выступления по радио и телевидению, "горячий телефон", информационные дни для жителей города, индивидуальные консультации. Ежемесячно к справочно информационным материалам Дома учителя обращается более 400 человек. Управление образования постоянно привлекает педагогов и руководителей городского образования к участию в законотворческих процессах на областном и федеральном уровнях.

Таким образом, состояние системы образования педагога характеризуется тем, что в городе созданы условия, которые, с одной стороны, обеспечивают, а с другой, востребуют его новый уровень:

- вводится региональный ГОС НРК организации и содержания образования;

- налицо реальная вариативность ОУ, обусловливающая личный профессиональный выбор;

В то же время в системе непрерывного образования педагогических кадров имеются и недостатки:

- фактический уровень профессиональной компетентности педагогов не соответствует требованиям новой парадигмы образования;

- существующая традиционная система образования педагога не отвечает ценностно - целевым ориентациям в образовании;

- "массовый" характер системы переподготовки и повышения квалификации не отвечает индивидуальным потребностям педагогов в повышении своей квалификации;

- отсутствие системы подготовки педагогических кадров, адекватной целям и задачам введения ГОСа;

- существующая система аттестации не является комплексной системой стимулирования процесса непрерывного профессионального роста педагога.