Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА НА 2000-2004 ГОДЫ

2.2. Здоровье детей и подростков

Образование несет ответственность не только за духовное, но и за физическое развитие детей и подростков, укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. По данным статистических исследований, в последние годы возникла устойчивая тенденция к ухудшению здоровья учащихся на всех ступенях образования. По оценкам специалистов, до 90% обучающихся имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За период обучения в школе число здоровых детей снижается в 4-5 раз. Особенно удручает тот факт, что нация теряет интеллект - у 31,5% подростков отмечаются психические расстройства, у 33% психопатия. Ведущими формами патологии детей Екатеринбурга являются болезни нервной системы, костно - мышечной системы, болезни органов пищеварения.

На первом месте у дошкольников и третьем месте у школьников по распространенности - болезни нервной системы и органов чувств.

Ведущее место в структуре этой патологии принадлежит близорукости. По результатам углубленных медосмотров процент близоруких детей за время пребывания в ДОУ увеличивается с 2,4 до 5,1%, а к 9 классу возрастает до 15,3%.

На первом месте у школьников и третьем месте у дошкольников болезни костно - мышечной системы. Основными причинами, формирующими эту патологию, являются:

- отсутствие мебели, отвечающей антропометрическим характеристикам. До 15% мебели в образовательных учреждениях города не отвечает требованиям санитарно - гигиенических норм;

- гиподинамия, связанная с недостатками в организации физкультурно - оздоровительной работы (сокращены ставки руководителей физического воспитания в ДОУ, 37% школ имеют спортивную зону с неполным набором спортплощадок или не имеют ее вообще, 22% школ имеют спортивные залы, не отвечающие санитарным требованиям по площадям, не хватает спортивного инвентаря, свернута работа специальных медицинских спортивных групп, ослаблен контроль со стороны администрации школ за качеством уроков физической культуры и организацией физкультурно - оздоровительной работы в целом, в результате у 27% учащихся слабо сформированы основные двигательные качества);

- нерациональное питание (анализ фактического питания екатеринбургских детей выявил низкое содержание в рационах таких важных микроэлементов, как кальций, дефицит которого составил 24,1%, фосфор 7,7%, а ведь именно эти микроэлементы являются основой нормального развития костной ткани).

На втором месте у школьников и на третьем месте у дошкольников - болезни органов пищеварения. Основными причинами этих заболеваний являются:

- нерациональное питание: преобладание в рационах детей углеродистой пищи, превышающей физиологическую потребность на 180%, недостаток белков животного происхождения и витаминов;

- несоблюдение режима питания: по результатам оценки фактического питания налицо отсутствие завтрака дома, недостаток времени для приема пищи в школе, процент охвата организованным питанием в школах составляет 42%, а с учетом буфетной продукции не более 62%.

Только в 1999 году зарегистрирован рост хронической патологии по новообразованиям - на 25,5%; по болезням органов дыхания - на 21%; по болезням костно - мышечной системы - на 11%; по болезням эндокринной системы - на 8,8%; по болезням крови и кроветворных органов - на 5,5%; по болезням органов пищеварения - на 2%.

Наблюдается рост заболеваний, обусловленных аллергизацией детского организма, что связано, среди прочих условий, с загрязнением внутренней среды детских и подростковых учреждений фенолом и формальдегидом: по результатам проведенных замеров воздушной среды образовательных учреждений выявлен рост загрязненности по сравнению с 1997 годом в 1,8 раза. Основными источниками выделения этих вредных для здоровья химических веществ являются: мебель из ДСП, в процессе старения которой при несоблюдении санитарных требований усиливается миграция в воздух вредных химических веществ, и современные полимерные строительные материалы.

Существует множество причин, обусловливающих создавшуюся ситуацию, в том числе социально - экономических, экологических и педагогических. К педагогическим факторам следует отнести такие, как:

- стрессовая тактика авторитарной педагогики, не изжитая полностью в образовательных учреждениях города;

- необоснованная интенсификация учебного процесса;

- несоблюдение элементарных физиолого - гигиенических, психолого - педагогических и санитарных требований к организации учебного процесса;

- недостаточная квалификация педагогов и массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения, развития и охраны здоровья детей.

В этой связи важной задачей системы образования является реализация бережного отношения к здоровью учащихся, активизация деятельности по его поддержанию и укреплению, формирование позиции здорового образа жизни у подрастающего поколения.

Охрана здоровья учащихся является приоритетным направлением в деятельности Управления образования, городской Администрации. В 2000 году заканчивается разработка городской межведомственной программы "Здоровье екатеринбургского школьника", в которой определен комплекс мер по формированию у учащихся ценностей здорового образа жизни; предусмотрены их организационное, финансовое и кадровое обеспечение, а также механизмы общественной поддержки реализации программы. Разработаны научно - методические и организационные основы мониторинга состояния здоровья обучающихся, информационного и медицинского обеспечения профилактической работы на всех уровнях образования. С 2001 года в городе будет действовать система мониторинга уровня физической подготовки учащихся.

При проведении аттестации образовательных учреждений в программу включены показатели здоровья учащихся.

Особое направление работы - летний отдых и оздоровление детей. Несмотря на трудности финансового характера, количество детей, имеющих возможность отдохнуть и укрепить здоровье в летних лагерях, возрастает (таблица 5 Приложения 2 к Программе). В 1999 году организованными формами оздоровления, труда и отдыха были охвачены 115250 человек. Летом 1999 года работало 40 загородных лагерей, в них отдохнули 30958 детей (в 1997 г. - 29236 чел.), в 184 городских лагерях оздоровлены 25676 человек (в 1997 г. 11727). В области и за ее пределами работали и отдыхали 3720 человек. Различными видами трудоустройства была обеспечена занятость 19500 школьников. Краткосрочные, нестационарные программы помогли организовать досуг 35370 детей и подростков. При этом нужно учитывать, что в последние годы изменилась структура финансирования оздоровительной кампании, произошло резкое сокращение средств, отпускаемых из областного бюджета на финансирование оздоровительной кампании.

В сложившейся ситуации физическая культура и спорт выполняют в образовательных учреждениях города особые функции. Предполагается, что в процессе занятий физической культурой и спортом у учащихся формируется целесообразное отношение к собственному здоровью, возникает осознание необходимости его сохранения и укрепления, происходит усвоение приемов и методов и способов развития двигательных (кондиционных и координационных) способностей, воспитывается привычка к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Образовательные учреждения с учетом условий и интересов обучающихся внедряют новые образовательные и учебные программы, которые способствуют:

- увеличению количества часов физкультуры за счет часов школьного компонента;

- привлечению тренерско - преподавательских кадров спортивных школ для занятий со школьниками;

- ведению занятий коррекционных групп с детьми, имеющими отклонения в здоровье;

- ежегодному обследованию в городском физическом диспансере;

- использованию муниципальных спортсооружений для занятий физической культурой.

Основой уроков физической культуры в школе является общая физическая подготовка, направленная на повышение функциональных возможностей организма, которая обязательно должна учитывать гетерохронность физического развития и критические периоды, связанные с возрастом учащихся.