Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА НА 2000-2004 ГОДЫ

2.4. Материально - финансовое обеспечение

Спецификой материальной базы системы образования является то, что она непосредственно связана не с материальным производством, а с образовательным учебным и экспериментально - исследовательским процессом, результатом которого являются образовательные и частично научные услуги. Поэтому своеобразен состав основных фондов. Особыми их разновидностями являются учебное оборудование, мебель, пособия, учебники, технические средства обучения (таблица 1 Приложения 1 к Программе).

В отличие от промышленности в системе образования большую долю занимает пассивная часть основных фондов: здания, сооружения, склады и т. д. Необходимо отметить, что с интенсификацией научно технического прогресса закономерно возрастает доля активной части основных фондов, что должно вести к увеличению библиотечных фондов, внедрению в образовательный процесс и экспериментальные исследования современных приборов, компьютерной техники и другого оборудования. Выявление актуальных показателей развития структуры материально - технической базы является важным индикатором реальных возможностей образовательных учреждений, определения путей укрепления и развития учебно - материальной базы образования. Это является основой для совершенствования методов планирования и финансирования затрат на пополнение материальных ресурсов и на капитальные вложения в сферу образования.

Доля затрат на образование в муниципальном бюджете сохраняется на протяжении последних лет на уровне 21-25%. Несмотря на отмену в 1998 году 30%-ного секвестирования нормативов минимальной бюджетной обеспеченности Свердловской области, принятых в 1996 году, бюджет городской системы образования 1999 и 2000 годов рассчитывается по нормативам 1996 года, то есть без учета инфляционных процессов, произошедших в стране с 1996 года. В 1999, как и в 1997 году, финансирование статей 12 "Приобретение оборудования" и 16 "Капитальный ремонт" было явно недостаточным, но даже эти средства были взяты за счет уменьшения ассигнований на оплату коммунальных услуг, что привело к росту задолженности сферы образования за тепло и электроснабжение (долг за коммунальные услуги и капитальный ремонт по городу на 01.01.2000 составил 58,6 млн. р.). Систематическое недофинансирование этих статей приводит к ветшанию материальной базы образования. Сегодня в городе 34 образовательных учреждения постройки 30-60-х годов ветхие, часть из них имеет деревянные перекрытия, все они требуют срочного капитального ремонта. В 131 учреждении образования требуется проведение выборочного капитального ремонта (в том числе требуется капитальный ремонт кровли - в 130, отопления - в 130, электроснабжения в - 78, водоснабжения - 124, канализации - в 121 учреждениях образования города и т. п.). При формировании бюджета 1999 года городской Думой и Главой города были выделены средства на финансирование городской программы капитального ремонта и реконструкции ветхих и аварийных школ на сумму 16 млн. рублей сверх нормативов финансирования сферы образования, что позволило поставить на капитальный ремонт шесть школ. Но работы по этой программе не были выполнены в полном объеме, так как не все районы смогли профинансировать эти сверхнормативные расходы. Начиная с 1997 года во многих школах города косметический и текущий ремонты проводятся только за счет средств родителей.