Целевые комплексные программы и проекты развития образования, принимаемые ежегодно Администрацией г. Екатеринбурга, обеспечивают развитие содержания образования, материальной базы системы образования, отдельных образовательных учреждений.
Приоритетными направлениями считаются:
- внедрение в образовательную среду содержания образования, педагогических и психологических технологий, обеспечивающих системно - ролевой подход к развитию личности, умение управлять жизненной ситуацией и нести личностную ответственность за свой выбор;
- внедрение современного учебно - технологического оборудования, новых образовательных технологий;
- развитие информационно - коммуникационных и программных средств связи на уровне районов для повышения качества управления образованием;
- праммное и учебно - методическое обеспечение национально - регионального и школьного компонентов содержания образования;
- формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и подростков социально - нормативного жизненного стиля с доминированием гуманистических ценностей.
N пп | Программы | Цели | Основные направления деятельности | Источники финансирования | Сроки | Ответственные исполнители |
1 | Информатизация городской системы образования | Создание условий для обеспечения непрерывности и преемственности всех уровней образования за счет внедрения новых информационных технологий в базовое образование, управление образованием и процесс подготовки и переподготовки педагогических кадров, организация интерактивного доступа школ к международным информационным ресурсам (INTERNET) | Создание необходимой материально - технической базы для использования современных информационных технологий в деятельности учреждений образования и органов управления Создание системы информационного обеспечения управленческой деятельности в системе образования. Создание единого информационного пространства образования в период детства, в учреждениях основного, среднего (полного) общего и дополнительного образования | Консолидированный городской бюджет, спонсорские средства | 2000-2003 | Авторский коллектив, Управление образования, Дом учителя, ГКЦ, УрГУ, другие заинтересов. службы и ведомства |
2 | Мониторинг городской системы образования | Создание условий для формирования целостного представления о состоянии городской системы образования, о качественных и количественных изменениях в ней | Выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии системы образования Систематизация информации о состоянии и развитии системы образования Информационное обеспечение анализа и прогнозирования состояния и выработки управленческих решений | Текущее бюджетное финансирование | 2000-2001 | Авторский коллектив, Управление образования, Дом учителя, другие заинтересов. службы и ведомства |
3 | Совершенствование информационно - методического обеспечения городской системы образования | Открытие городского Центра образования. Построение городской системы информационно - методического обеспечения образовательного процесса с учетом дифференциации образовательных учреждений и, как следствие, разнообразия образовательных запросов потребителей и производителей образовательных услуг | Выполнение социального заказа на переподготовку и повышение Организация информационно - методического обеспечения образовательного процесса: создание проблемно - ориентированных баз данных консультационных служб, развитие информационно - поисковой системы "Городская система образования", внедрение технологий Интернет в информационно - методическую деятельность педагогов Педагогическое просвещение родителей | Консолидированный городской бюджет | 2000-2001 | Управление образования |
4 | Организация социально - ориентированной системы учебного книгообеспечения в г. Екатеринбурге | Организация системы книгообеспечения, гарантирующей права граждан на получение полноценного образования, сохранение единого образовательного пространства и использование многоканального финансирования с учетом консолидации заказа государственных и муниципальных органов образования, привлечения небюджетных средств образовательных учреждений и средств родителей, сохранения льгот для социально незащищенных категорий граждан | Сохранение в городском образовательном пространстве равных возможностей в сфере учебного книгообеспечения для всех социальных групп Организация учебно - методической поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, одаренных детей, образовательных учреждений, работающих в режиме инноваций. Проведение апробаций системы реинвестиции средств в рамках городской системы образования | Консолидиров. бюджет города | 2002-2003 | Управление образования, Дом учителя |
5 | Наука. Дети. Педагоги. Технологии | Научно - технологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса | Разработка и внедрение развивающих личность и деятельность Создание системы профессионального обучения и развития педагогических работников, руководителей ОУ и МОУО, обеспечивающей эффективное внедрение новых технологий в образовательную систему | Консолидиров. бюджет города | 2001-2003 | Управление образования, УрГПУ |
6 | Одаренные дети | Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества, государства | Создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей. Развитие образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, укрепление их материально - технической базы Проведение на городском уровне смотров, конкурсов, фестивалей, соревнований для выявления одаренных детей | Текущее бюджетное финансирование | 2000-2003 | Управление образования, РОУО |
7 | Организация экологического образования в учреждениях начального, среднего (общего) образования г. Екатеринбурга | Формирование условий организации и функционирования системы непрерывного экологического образования | Развитие учебно - методических комплексов экологического образования Развитие сети образовательных центров Создание единого информационного пространства в области экологического образования | Консолидиров. городской бюджет | 2000-2003 | Управление образования, комитет по экологии и природопользованию |
8 | Организация гражданского воспитания в учреждениях начального, среднего (общего) образования г. Екатеринбурга в условиях современного мегаполиса | Воспитание созидательной гражданской позиции учащихся на основе изучения и анализа тенденций позитивного развития города и согласования своих жизненных планов с перспективами и интересами развития г. Екатеринбурга | Формирование у учащихся знаний об основных направлениях развития мегаполиса Екатеринбурга, о современной городской политике, структуре деятельности городской власти Ознакомление учащихся с возможностями успешной самореализации личности в условиях современного мегаполиса Организация условий для овладения технологиями социального проектирования | Текущее бюджетное финансирование | 2000-2003 | Управление образования, Дом учителя |
9 | Реализация принципа непрерывности в образовании через внедрение инновационной программы "Школа-2000" | Организация системы непрерывного образования, основанной на связи содержания и методики школьного образования с детским садом и вузом | Создание нормативно - правовой базы программы Создание информационного пространства для реализации программы Развитие механизмов, обеспечивающих рост и актуализацию профессионального потенциала педагогов | Спонсорские средства | 2000-2003 | Гимназия - 43 |
10 | Создание кабинетов профилактики зависимостей в ОУ г. Екатеринбурга (в рамках программы "Комплексная профилактика зависимостей у несовершеннолетних") | Организация информационно - методического обеспечения деятельности кабинетов профилактики | Разработка методических рекомендаций и учебно - методических пособий для кабинетов Апробация деятельности кабинетов профилактики на базе образовательных учреждений различных типов | Консолидиров. городской бюджет | 2000-2003 | Управление образования, МОУ "Холис" |
11 | Взаимодействие музея и школы в системе базового и дополнительного образования школ г. Екатеринбурга | Формирование условий для взаимодействия учреждений образования и культуры в системе базового и дополнительного образования | Разработка и внедрение скоординированных музейно - экскурсионных образовательных программ в рамках вариативной части БУПа Разработка нормативно - правовой базы взаимодействия учреждений и ведомств социальной сферы Организация работы межпредметного семинара "Экскурсионно - краеведческий практикум НРК БУПа" | Консолидиров. городской бюджет, спонсорские средства | 2000-2003 | Управление образования, Управление культуры города, Областной краеведческий музей, Ассоциация педагогов - предметников |
12 | Создание научно - методического центра "Студия педагогического мастерства" в Чкаловском районе | Создание условий для профессионального взаимодействия педагогов школ Чкаловского района и вузов города, способствующих формированию, развитию и совершенствованию профессионального мастерства учителей | Сбор, анализ и распространение информации о современных подходах к содержанию образовательной деятельности Организация и поддержка исследований научно - методического и практико - ориентированного характера в образовательном пространстве района | Текущее бюджетное финансирование | 2000-2003 | Управление образования, РОУО и ОУ Чкаловского района, УрГПУ |
13 | Мультимедиа - город (информационные технологии образования в современном учебном кабинете) | Развитие предметных кабинетов с приоритетом мультимедиатехнологией, компьютерного и видео - сопровождения образовательного процесса | Создание пакета программ компьютерного сопровождения, разработка предметных компьютерных игр Оборудование компьютерными комплексами учебных кабинетов ОУ города, наиболее подготовленных к этой деятельности Оказание методической помощи учителям - предметникам, руководителям ОУ | Консолидиров. городской бюджет, спонсорские средства | 2002-2003 | Управление образования, ОУО Кировского района, лицей N 130 |
14 | Опытно - экспериментальная работа по апробации и внедрению образовательной системы "Школапарк" | Апробация и внедрение в практику образовательной системы "Школа - парк" | Ведение опытно - экспериментального образовательного процесса и научно - исследовательской работы по учебно - методическому обеспечению и мониторингу эксперимента | Текущее бюджетное финансирование спонсорские средства | 2000-2003 | Управление образования, ОУО Орджоникидзевского района, "Школа-парк" при ОУ N 95 |
15 | Экспериментальная работа по направлению "Индустриальное наследие регионов с исторически развитой металлургией" | Организация творческой самодеятельности учащихся по выполнению программы развития металлургии таких регионов, как Урал и Шампань-Арден, историческая реконструкция социокультурной среды индустриальных центров | Реконструкция исторической картины становления Урала как промышленного региона, оказание посильной помощи в сохранении индустриального наследия Урала Формирование у учащихся навыков и качеств, обеспечивающих их самоопределение, адаптацию в современных изменяющихся условиях, воспитание осознания преемственности поколений, приобщение к трудовой славе отцов и дедов, необходимость консолидации общества на базе гуманистических ценностей | Спонсорские средства | 2001-2002 | Управление образования, ОУО Чкаловского района, гимназия N 39, Дом учителя |
16 | Технология проектирования развития индивидуальности ребенка как основы формирования организационноуправленческих навыков | Разработка основных принципов и управленческих методов перехода к формированию школы, обеспечивающей постоянное саморазвитие детей в учебной и внеучебной деятельности в соответствии с требованиями XXI века | Построение модели формирования у ученика потребности в саморазвитии Изменение содержания педагогического процесса с целью формирования у учащихся мотивации на саморазвитие в образовательной деятельности Создание модели управления процессом реорганизации школы с Разработка мониторинга по отслеживанию изменений в ценностных ориентациях и установках педагогов и учащихся на учебную деятельность | Текущее бюджетное финансирование Спонсорские средства | 2000-2003 | Управление образования, ОУО Октябрьского района, Гимназия "Оптиум" |