ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2000 года N 588-ПП
О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ДОХОДОВ ОБЛАСТНОГО И
МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000 ГОДУ
В бюджетную систему Российской Федерации с территории Свердловской области за 4 месяца 2000 года поступило 8465,8 млн. рублей налоговых платежей и иных доходов, контролируемых Министерством налогов и сборов Российской Федерации, что составило 153,7% к объему платежей за аналогичный период прошлого года.
В областной и местные бюджеты Свердловской области направлено в январе - апреле 2000 года 3773,6 млн. рублей, что составляет 22,3% по отношению к годовым бюджетным назначениям без учета доходов территориального дорожного фонда и экологического фонда (приложения 1, 2). К соответствующему периоду прошлого года объем доходов возрос на 21,1%.
Из приведенных в приложении 2 данных видно, что от запланированного на 2000 год уровня поступление средств по налогу на имущество составило лишь 11%.
Низким является уровень поступления и налога на прибыль. Исполнение запланированного на год сбора этого налога составило 17,8%, или 100,8% к уровню соответствующего периода прошлого года. Недоимка по налогу на прибыль на 01.05.2000 г. составила 865 млн. рублей.
Основной причиной уменьшения поступлений этих налогов является состояние низкой платежеспособности налогоплательщиков.
Кроме того, для поддержания налогоплательщиков и стимулирования производства на территории области предоставлялись налоговые инвестиционные кредиты, носящие долгосрочный характер. Так, четырем организациям области: акционерное общество "Высокогорский ГОК", открытое акционерное общество "Севуралбокситруда", акционерное общество "Уралтурбо" и Нижнетагильский химический завод "Планта" предоставлено кредитов на общую сумму 84,3 млн. рублей, в основном по налогу на имущество.
Предоставлена отсрочка акционерному обществу открытого типа "Алкона" по уплате налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет, на сумму 20 млн. рублей.
Одной из причин неисполнения поступлений налога на имущество явилось уменьшение налогооблагаемой базы в связи с консервацией основных фондов в 1999 году открытого акционерного общества "Михалюм" и открытого акционерного общества "Буланашский машзавод" на общую сумму 476 млн. рублей.
В связи с решением Арбитражного суда о введении внешнего управления на открытом акционерном обществе "Салдинский металлургический завод" сроком на один год в 1999 году ему была предоставлена отсрочка по уплате налога на имущество на сумму 415 тыс. рублей. До настоящего времени эта сумма не поступила в бюджет.
Причиной неуплаты налогов на имущество и на прибыль не всегда является неплатежеспособность налогоплательщиков. Как показывает практика, отдельные платежеспособные организации находятся в ожидании разрешения вопроса проведения денежных взаиморасчетов с областным бюджетом в соответствии с нормативными документами Правительства области.
По областному бюджету уровень поступления доходов по сравнению с уровнем января - апреля 1999 года увеличился на 10,8%. Доходы областного бюджета исполнены в сумме 1282,9 млн. рублей, что составляет 11,6% от утвержденных на год, или 17,1% к плану на год, без учета дорожного и экологических фондов (приложение 3, 4).
Из приведенных данных видно, что темп роста (снижения) к январю - апрелю 1999 года по подоходному налогу составил 123,4%, налогу на добавленную стоимость - 179,2%, налогам на имущество 126,2%, налогу на прибыль - 86,2%, акцизам - 126,8%, налогу с продаж - 175,9%, налогу на вмененный доход - 116,1%, неналоговым доходам -149,6%.
Более активным является сбор в областной бюджет подоходного налога, налога с продаж и неналоговых доходов. От запланированного на 2000 год уровня поступление средств по этим налогам за 4 месяца текущего года составило, соответственно, 33,6%, 30% и 41,6%.
Поступление налога на прибыль, имеющего наиболее высокий удельный вес в плановых доходах областного бюджета (35,3%), составило 12,3% к годовому плану.
Доходы областного бюджета от налога на добавленную стоимость составили 20,3% к плану 2000 года, акцизов - 14,8%, налогов на имущество - 10,4%.
От запланированного на 2000 год уровня поступление средств по налогу на вмененный доход составило 19,4%, по платежам за пользование природными ресурсами - 14,4%.
Исполнение местных бюджетов муниципальных образований по собственным доходам значительно выше исполнения областного бюджета. За четыре месяца текущего года уровень поступления доходов в местные бюджеты составил 26% от годового плана, что выше уровня плана на январь - апрель 2000 года.
Вместе с тем, 28 муниципальных образований имеют показатели значительно ниже данного уровня. Выполнение годового плана по доходам составило по городам: Карпинску - 13%, Кушве - 13%, Заречному - 14%, Асбесту - 16%, Ивделю - 16%, Алапаевску - 17%; районам: Артинскому - 16%, Новолялинскому - 13%, Таборинскому 12%; поселкам: Бисерть - 17%, Староуткинск - 10%.
Недостаточна эффективность государственного регулирования производства и оборота спирта этилового и алкогольной продукции. Федеральным законодательством не предусмотрено лицензирование спиртосодержащей продукции с денатурирующими добавками, не предусмотрен акциз на эту продукцию. Закупка указанной продукции не квотируется. Организации, получившие спиртосодержащую продукцию с денатурирующими добавками, в дальнейшем перепродают эту продукцию другим организациям и частным лицам, не имеющим квоту на закупку. Законодательство такую деятельность не ограничивает. Таким образом, несовершенство законодательных актов приводит к росту криминального оборота алкогольной продукции, недопоступлению доходов от этого вида деятельности.
Недостаточным является объем поступающих средств по платежам за пользование природными ресурсами. Исполнение годовых назначений за 4 месяца текущего года по ним составило 15,5%. Это обусловлено тем, что срок уплаты земельного налога, занимающего наибольший удельный вес в плановых платежах за пользование природными ресурсами (72%), наступит в сентябре.
Фактические поступления доходов в областной бюджет значительно ниже бюджетных назначений, установленных Законом Свердловской области от 25 февраля 2000 года N 8-ОЗ "Об областном бюджете на 2000 год" ("Областная газета" от 26.02.2000 г. N 38-39). Следует признать, что ситуация со сбором налогов и иных обязательных платежей в бюджет Свердловской области остается неудовлетворительной.
Причины этого следующие:
1. Несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость из бюджетной системы.
2. Несовершенство законодательства по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности.
3. Вступление в силу сокращенного перечня необлагаемых налогом с продаж товаров и услуг в более поздние сроки, чем планировалось при расчете доходной части бюджета на 2000 год.
4. Прекращение практики проведения взаиморасчетов с областным бюджетом в "неденежной" форме.
5. Недостаточная эффективность работы по исполнению бюджетных взысканий.
6. Недостаточная эффективность государственного регулирования производства и оборота спирта этилового и алкогольной продукции.
7. Недостаточная работа по погашению задолженности по подоходному налогу с физических лиц.
8. Нарушение порядка зачисления налогов в бюджетную систему.
С целью выхода из создавшегося положения с поступлением налоговых и иных платежей в областной и местные бюджеты Правительство Свердловской области постановляет:
1. Согласиться с предложениями территориальных органов исполнительной власти Российской Федерации по Свердловской области и утвердить план мероприятий по увеличению доходов областного и местных бюджетов Свердловской области (прилагается).
2. Предложить Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловской области (Семенихин В. И.), Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации по Свердловской области (Закамалдин А. З.) в срок до 01.08.2000 г. разработать план мероприятий по выявлению налоговых правонарушений и пополнению доходов областного и местных бюджетов.
3. Предложить Главному управлению внутренних дел Свердловской области (Красников А. А.) в срок до 01.08.2000 г. подготовить программу по усилению борьбы с экономической преступностью и коррупцией в Свердловской области.
4. Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (Голубицкий В. М.) в срок до 01.08.2000 г. разработать и представить на утверждение в Правительство Свердловской области:
1) график проверок использования имущества, находящегося в государственной собственности, с привлечением (по согласованию) налоговых и правоохранительных органов Свердловской области;
2) предложения по увеличению поступлений в областной бюджет от аренды имущества, находящегося в областной государственной собственности, дивидендов по акциям, паям, принадлежащим Свердловской области.
5. Отметить недостаточную работу Министерства природных ресурсов Свердловской области, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области по привлечению в бюджет области платежей за пользование природными ресурсами.
6. Министерству экономики и труда Свердловской области (Ковалева Г. А.) подготовить обращение в Правительство Российской Федерации о введении упрощенного порядка возврата налога на добавленную стоимость предприятиям - экспортерам.
7. Свердловской государственной нефтеинспекции (Иванов Л. Г.), Главному управлению внутренних дел Свердловской области (Красников А. А.) обеспечить жесткий контроль за оптовым и розничным оборотом нефтепродуктов на территории Свердловской области при обеспечении проведения проверок по выполнению условий лицензирования хозяйствующих субъектов, связанных с оборотом нефтепродуктов.
8. Предложить Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловской области (Семенихин В. И.), Управлению федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Свердловской области (Закамалдин А. З.), Управлению государственной инспекции по торговле, качеству и защите прав потребителей по Свердловской области (Барсукова Н. А.), Главному управлению внутренних дел Свердловской области (Красников А. А.) обеспечить надлежащий контроль на рынке алкогольной продукции при условии своевременного информирования лицензирующих органов о выявленных правонарушениях.
9. Предложить Главному управлению Центрального банка Российской Федерации по Свердловской области (Сорвин С. В.) и коммерческим банкам Свердловской области в III квартале 2000 года провести анализ нарушений перечисления заработной платы без уплаты подоходного налога. Разработать меры по ликвидации выявленных нарушений.
10. Приостановить действие постановления Правительства Свердловской области от 25.02.2000 г. N 145-ПП "О финансировании расходов областного бюджета в 2000 году по схеме зачета денежных средств" ("Областная газета" от 02.03.2000 г. N 42).
11. Отметить недостаточную работу по выполнению бюджетных назначений областного бюджета Свердловской области по доходам со стороны Министерства финансов Свердловской области (Червяков В. Ю.), Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловской области (Семенихин В. И.).
12. Министерству экономики и труда Свердловской области (Ковалева Г. А.) подготовить анализ выполнения утвержденных данным постановлением мероприятий по итогам III квартала 2000 года и представить его на рассмотрение Совета общественной безопасности Свердловской области в ноябре 2000 года.
13. Рекомендовать главам муниципальных образований разработать и обеспечить реализацию комплекса мероприятий, направленных на повышение поступления доходов в местные бюджеты.
14. Контроль за исполнением данного постановления оставляю за собой.
Председатель
Правительства
Свердловской области
А.П.ВОРОБЬЕВ
Приложение 1
к постановлению
Правительства Свердловской области
от 14 июля 2000 года N 588-ПП
"О мероприятиях по увеличению
доходов областного и местных
бюджетов Свердловской области
в 2000 году"
АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДОВ ОБЛАСТНОГО И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000 ГОДУ ПО СРАВНЕНИЮ С 1999 ГОДОМ
млн. рублей
+----------------------------------------------------------------+
¦ ¦Январь - апрель ¦2000 г. ¦
¦ +-----------------¦в % к 1999 г. ¦
¦ ¦2000 г.¦ 1999 г. ¦ ¦
+-------------------------------+-------+---------+--------------¦
¦Подоходный налог ¦1040,3 ¦ 840,4 ¦123,8 ¦
¦Налог на прибыль ¦ 656,5 ¦ 651,3 ¦100,8 ¦
¦Налог на добавленную стоимость ¦ 514,0 ¦ 423,9 ¦121,3 ¦
¦Налог на имущество ¦ 266,2 ¦ 240,2 ¦110,8 ¦
¦Акцизы ¦ 129,8 ¦ 102,1 ¦127,1 ¦
¦Платежи за пользование ¦ 119,9 ¦ 154,3 ¦ 77,7 ¦
¦природными ресурсами ¦ ¦ ¦ ¦
¦Налог на вмененный доход ¦ 94,8 ¦ 79,1 ¦119,8 ¦
¦Налог с продаж ¦ 271,9 ¦ 157,3 ¦172,9 ¦
¦Прочие налоги и сборы, ¦ 496,7 ¦ 324,8 ¦152,9 ¦
¦включая местные ¦ ¦ ¦ ¦
¦Неналоговые доходы ¦ 183,2 ¦ 143,3 ¦127,8 ¦
¦Безвозмездные перечисления ¦ - ¦ 0,2 ¦ - ¦
+-------------------------------+-------+---------+--------------¦
¦ИТОГО ДОХОДОВ ¦3773,3 ¦3116,9 ¦121,1 ¦
+----------------------------------------------------------------+
Приложение 2
к постановлению
Правительства Свердловской области
от 14 июля 2000 года N 588-ПП
"О мероприятиях по увеличению
доходов областного и местных
бюджетов Свердловской области
в 2000 году"
АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДОВ ОБЛАСТНОГО И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000 ГОДУ
млн. рублей
+----------------------------------------------------------------+
¦ ¦Объем ¦Факт ¦% выполнения¦
¦ ¦доходов ¦выполнения ¦к плану года¦
¦ ¦на 2000 год¦на 01.05.2000 ¦ ¦
+------------------------+-----------+--------------+------------¦
¦Подоходный налог ¦ 3248,4 ¦ 1040,3 ¦32,0 ¦
¦Налог на прибыль ¦ 3678,3 ¦ 656,5 ¦17,8 ¦
¦Налог на добавленную ¦ 2516,1 ¦ 514,0 ¦20,4 ¦
¦стоимость ¦ ¦ ¦ ¦
¦Налог на имущество ¦ 2411,5 ¦ 266,2 ¦11,0 ¦
¦Акцизы ¦ 844,6 ¦ 129,8 ¦15,4 ¦
¦Платежи за пользование ¦ 774,4 ¦ 119,9 ¦15,5 ¦
¦природными ресурсами ¦ ¦ ¦ ¦
¦Налог на вмененный доход¦ 454,4 ¦ 78,3 ¦17,2 ¦
¦Налог с продаж ¦ 930,2 ¦ 271,9 ¦29,2 ¦
¦Прочие налоги и сборы, ¦ 1915,7 ¦ 496,7 ¦25,9 ¦
¦включая местные ¦ ¦ ¦ ¦
¦Неналоговые доходы ¦ 126,1 ¦ 183,2 ¦св. 100 ¦
¦Безвозмездные ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦перечисления ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-----------+--------------+------------¦
¦ИТОГО ДОХОДОВ ¦16899,7 ¦ 3773,3 ¦22,3 ¦
+----------------------------------------------------------------+
Приложение 3
к постановлению
Правительства Свердловской области
от 14 июля 2000 года N 588-ПП
"О мероприятиях по увеличению
доходов областного и местных
бюджетов Свердловской области
в 2000 году"
АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДОВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
В 2000 ГОДУ ПО СРАВНЕНИЮ С 1999 ГОДОМ
млн. рублей
+----------------------------------------------------------------+
¦ ¦Январь - апрель ¦2000 г. ¦
¦ +-----------------¦в % к 1999 г. ¦
¦ ¦2000 г.¦ 1999 г. ¦ ¦
+-------------------------------+-------+---------+--------------¦
¦Подоходный налог ¦ 231,7 ¦ 187,7 ¦ 123,4 ¦
¦Налог на прибыль ¦ 325,8 ¦ 377,9 ¦ 86,2 ¦
¦Налог на добавленную стоимость ¦ 236,2 ¦ 131,8 ¦ 179,2 ¦
¦Налоги на имущество ¦ 123,3 ¦ 97,7 ¦ 126,2 ¦
¦Акцизы ¦ 112,2 ¦ 88,5 ¦ 126,8 ¦
¦Платежи за пользование ¦ 31,8 ¦ 65,5 ¦ 48,6 ¦
¦природными ресурсами ¦ ¦ ¦ ¦
¦Налог на вмененный доход ¦ 44,1 ¦ 38,0 ¦ 116,1 ¦
¦Налог с продаж ¦ 111,5 ¦ 63,4 ¦ 175,9 ¦
¦Прочие налоги и сборы, ¦ 31,6 ¦ 84,6 ¦ 37,4 ¦
¦включая местные ¦ ¦ ¦ ¦
¦Неналоговые доходы ¦ 34,7 ¦ 23,2 ¦ 149,6 ¦
+-------------------------------+-------+---------+--------------¦
¦ИТОГО доходов ¦1282,9 ¦ 1158,3 ¦ 100,8 ¦
+----------------------------------------------------------------+