Недействующий

О концепции реализации государственной семейной политики в Свердловской области на период до 2015 года

Глава 5. ФОРМЫ И  МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНАМИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Одно из направлений семейной социальной политики, реализация которого прямо и непосредственно способствует повышению уровня социальной поддержки семьи с детьми, заключается в интенсивном развитии специализированной системы социального обслуживания. Основы такой системы в стране и, в частности, на территории Свердловской области уже созданы. На 1 октября 2002 года в Свердловской области функционирует 72 учреждения социального обслуживания семьи и детей. Важно, что они обеспечивают возможность получения семьями комплексной помощи - от материальной до психолого - педагогической, в зависимости от конкретной ситуации и причин, осложняющих их жизнедеятельность.

С принятием Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и разработкой целевой федеральной программы Развитие социального обслуживания семьи и детей" создается сеть учреждений социального обслуживания на местах, в первую очередь, такие эффективные комплексные центры как территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого - педагогической помощи населению и центры экстренной психологической помощи.

В примерном положении о территориальном Центре социальной помощи семье и детям, утвержденном в апреле 1994 года Министерством социальной защиты населения Российской Федерации (далее - положение) определены основные цели и задачи его деятельности, категории и группы населения, которые выступают получателями его услуг, структура, примерное штатное расписание. В положении закрепляется статус Центра социальной помощи семье и детям как учреждения государственной системы социальной защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной помощи различных видов: социально экономической, психолого - социальной, социально - педагогической, медико - социальной, юридической, социально - реабилитационной и иной. Основная цель деятельности центра состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать укреплению семьи как социального института, улучшению социально - экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений. В соответствии с данным положением к основным задачам центра относятся:

выявление совместно с другими государственными и негосударственными организациями причин и факторов неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи;

предоставление конкретных видов и форм услуг семье и детям в соответствии с их потребностями;

поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, в реализации собственных возможностей по преодолению сложной жизненной ситуации;

социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в помощи, реабилитации и поддержке;

участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав; анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребностей в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;

привлечение различных государственных и негосударственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей и детей.

К получателям услуг центра отнесены семьи, дети и подростки, взрослые граждане, составляющие так называемую "группу риска", объединяющую людей, которые в силу своего социального положения и специфических проблем нуждаются в поддержке и помощи.

В качестве структурных подразделений центра выделены отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования; отделение социально - экономической помощи; отделение медико социальной помощи; отделение психолого - педагогической помощи; отделение профилактики безнадзорности детей и подростков.

В примерном положении о Центре психолого - педагогической помощи населению (май 1994 года) указывается, что он создается для обеспечения психологической защищенности населения, поддержки и укрепления его психического здоровья, создания благоприятных психолого - социальных и социально - педагогических условий для семейного воспитания детей и их социализации. К задачам деятельности центра отнесены следующие:

повышение стрессовоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения;

помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, преодоление конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений;

повышение потенциала, формирующего воздействие семьи на детей, их психическое и духовное развитие;

помощь семье при преодолении различных трудностей в воспитании детей, в развитии знаний о их возрастных психологических особенностях, в предотвращении эмоциональных и психологических кризисов у детей и подростков;

психологическая помощь населению в адаптации к изменяющимся социально - экономическим условиям жизни;

анализ и разработка рекомендаций по профилактике кризисных явлений в семье.

В содержание деятельности центра входит психологическая диагностика, обследование психофизического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его способностей и готовности к обучению в школе. В центре предоставляются консультации по вопросам развития и возрастных особенностей детей, подростков, родительско - детских отношений, формирования супружеских и семейных отношений. Осуществляется коррекция отношений, состояний, установок, стереотипов у детей и взрослых. Оказывается помощь родителям в воспитании детей, взрослым, испытывающим тяжелые психологические состояния. К деятельности центра относится и создание групп самопомощи населения, информационная и просветительская деятельность среди населения.

Для Центра экстренной психологической помощи по телефону (май 1994 года) была поставлена цель снижения психологического дискомфорта, уровня агрессии у людей, включая аутоагрессию и суицид, формирования их психологической культуры и укрепления психологического здоровья и атмосферы психологической защищенности, в том числе у детей и подростков. Организация работы центра должна обеспечить доступность и своевременность психологической помощи по телефону для граждан независимо от их социального статуса и места жительства, психологическое консультирование по телефону. Специалисты центра должны содействовать человеку, обратившемуся за помощью, таким образом, чтобы он смог выйти из тяжелой кризисной ситуации. Важной формой деятельности центра выступает посредничество.

Таким образом, организация деятельности данных типов учреждений социального обслуживания семей, детей и подростков, отдельных граждан была вызвана необходимостью принятия срочных мер помощи населению для того, чтобы снизить остроту социальных проблем при переходе к новым экономическим отношениям, которые неизбежно сопровождались кризисными проявлениями в социальной сфере. Рост детской безнадзорности, обусловленный началом экономических реформ, ослабивших материальное положение семей и, как следствие, моральную ответственность родителей за детей, потребовал создания соответствующих типов учреждений. Получила развитие сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (по состоянию на 1 октября 2002 года в Свердловской области действует 41 такое учреждение). В условиях нарастания негативных процессов в общественной жизни актуализировалась задача создания действенных механизмов защиты прав ребенка в случае пренебрежения его интересами в семье, насилия, вовлечения в противоправную деятельность. В этих ситуациях интересы ребенка объективно оказались выше принципа автономии семьи, невмешательства во внутрисемейные отношения. Учитывая, что первейшее право ребенка это жизнь в семье, в атмосфере заботы, любви и тепла, в ситуации роста социального сиротства появилась необходимость поиска новых форм передачи детей, лишившихся домашнего окружения, на воспитание в семьи. В ответ на эту потребность были созданы центры социальной помощи семье и детям. В них осуществляется комплексный подход к обследованию здоровья ребенка, его реабилитации, оперативно определяется его будущая судьба путем передачи на воспитание в семью. Правовая основа для создания института приемной семьи нашла отражение во вновь принятом Семейном кодексе Российской Федерации. В июле 1996 года Правительство Российской Федерации утвердило Положение о приемной семье, где был определен ее социальный и правовой статус, порядок организации, материальное обеспечение. На сегодняшний день в Свердловской области создано 18 приемных семей, в которых воспитывается 80 детей.

В это же время уделяется значительное внимание организации социальных учреждений для людей с ограниченными возможностями, включая детей и семьи, в которых они воспитываются. 14 декабря 1994 года приказом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации N 249 было утверждено примерное положение о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями. В его компетенцию вошла деятельность, направленная на оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, медико - социальной, психолого социальной и социально - педагогической помощи. Благодаря такой помощи им обеспечивалась полная и своевременная социальная адаптация к жизни в обществе, семье, к обучению и труду. федеральные законы от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" создали правовую основу для развития новых подходов к положению инвалидов в обществе. С утверждением демократических начал в общественной жизни происходит изменение концепции социальной политики в отношении инвалидов, и в частности, детей инвалидов. Изменилось отношение государства к семье, в которой воспитывается ребенок - инвалид. Именно семья способна развить у ребенка необходимые навыки и умения, знания, позволяющие ему по мере взросления стать более самостоятельным и независимым от других. Реабилитационные центры призваны реализовать новый подход, оказывая необходимую помощь ребенку - инвалиду и его семье. По состоянию на 1 октября 2002 года в Свердловской области функционировало 8 реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями и 6 отделений для детей - инвалидов в структуре центров социальной помощи семье и детям. Только за 9 месяцев 2002 года численность обслуженных семей и детей реабилитационными центрами составила около 9 тысяч человек, в том числе более 5 тысяч несовершеннолетних и свыше 3 тысяч семей, имеющих детей - инвалидов, что в 1,2 раза больше, чем в 2001 году.

Принятые в начале 90-х годов нормативные правовые акты, обеспечивающие деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей, определяющие общие контуры, цели и порядок их работы, кадровое и материальное обеспечение, совершенствуются по мере изменения социально - экономической ситуации. Главное в предпринимаемых модификациях за счет уточнений, изменений, корректировок заключается в том, что акцент смещается с мер экстренного характера по ликвидации негативных последствий, вызванных социально - экономическим кризисом и затронувших семьи и детей, на профилактическую работу с семьями социального риска, с детьми, нуждающимися в помощи со стороны государства. Это составляет главную тенденцию развития специализированной системы социального обслуживания семей с детьми на ближайшую перспективу.

Одной из форм государственной поддержки семей с детьми является выплата различного рода пособий и компенсаций, предоставление разного рода льгот различным категориям семей. Среди них приоритетными являются государственные пособия гражданам, имеющим детей, льготы многодетным семьям, семьям с детьми - инвалидами, система пособий и компенсаций, предусмотренная Областным законом от 23 октября 1995 года N 28-ОЗ "О защите прав ребенка" ("Областная газета" от 31.10.95 г. N 118).

Важнейшей формой реализации государственной семейной политики является пропаганда семейного образа жизни, ценностей семьи. Это и проведение таких, ставших уже традиционными, акций, как конкурс "Женщина года", конкурс "Семья года", мероприятий, приурочиваемых к празднованию Дня матери.

Необходимо также регулярное освещение в средствах массовой информации таких тем, как здоровый образ жизни, активная гражданская позиция, оптимистическое мировоззрение, рациональные стереотипы поведения населения в различных жизненных ситуациях, а также повышение общественного престижа устойчивой семьи с несколькими детьми, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью членов семьи.

Кроме того, требуется развивать систему информирования населения о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространенными опасными заболеваниями, эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров, а также мерах, направленных на предупреждение вредных воздействий на здоровье человека.

Семейная политика на региональном уровне реализуется через социальные технологии как совокупность приемов, методов, форм работы, применяемых в определенной последовательности для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем.

В рамках макротехнологий осуществления семейной политики необходимо развивать технологии фамилистической экспертизы, социального обслуживания семьи, социального обеспечения и защиты семьи, социальной работы с семьей. Последние должны стать центральным звеном социальной помощи семье.