Состояние государственной семейной политики в Свердловской области в последнее десятилетие характеризуется рядом противоречий между:
необходимостью современного научного обоснования управленческих решений в сфере семейной политики и недостаточной научной разработанностью проблем на региональном уровне;
необходимостью усиления предметного и адресного подходов в социальной политике и отсутствием достаточных данных, характеризующих социально - демографическое положение семей в Свердловской области;
необходимостью отслеживания результативности управленческих решений в сфере семейной политики и отсутствием системного мониторинга положения семей;
программно - целевым подходом в социальной политике на федеральном и региональном уровнях и недостаточной разработкой и реализацией целевых проектов и программ в сфере семейной политики в муниципальных образованиях Свердловской области;
глобальным, основополагающим значением положения семьи в обществе и отстраненностью многих государственных структур и учреждений от реализации семейной политики;
необходимостью комплексного и системного подходов в решении проблем семьи и отсутствием достаточного межведомственного взаимодействия в осуществлении семейной политики;
возможностью повышения собственного потенциала семьи в решении социальных проблем на волонтерской основе и недостаточным уровнем деятельности общественных организаций в сфере семейной политики;
исторически сложившейся в России ролью трудовых коллективов в поддержке, развитии семьи и утратой в большей части производственных коллективов активной позиции в решении острых проблем семейной политики;
сохранением патерналистской роли государства в отношении семьи, сложившейся в советский период, и несостоятельностью данного подхода в современных условиях;
потребностью повышения самостоятельности и активности личности в современных общественных отношениях и сформировавшейся у значительной части граждан откровенно иждивенческой позицией;
необходимостью включения в сферу государственной семейной политики всех категорий семей и сложившейся установки государственных органов на работу только с отдельными категориями семей, прежде всего, с социально неблагополучными;
необходимостью направления вектора семейной политики на работу с благополучной семьей, способной самостоятельно справляться со своими функциями и быть поддержкой государству и сохраняющейся ориентацией на социальную поддержку и обслуживание семьи с иждивенческой ментальностью;
между растущей депопуляцией в стране, углубляющимся кризисом народонаселения и отсутствием выраженного просемейного подхода в проводимых экономических реформах.
Для преодоления этих противоречий необходимо четко обозначить цели и задачи семейной политики в Свердловской области.
Целью реализации государственной семейной политики в Свердловской области является обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи, укрепление и развитие социального института семьи, защита ее интересов и прав, выявление и решение специфических проблем семьи, затрудняющих ее жизнедеятельность.
Современная государственная семейная политика должна быть ориентирована не только на решение первоочередных задач в условиях глубокого кризиса, но, прежде всего, на долгосрочную перспективу укрепления и развития семьи, стабилизацию демографического положения.
Основные задачи государственной семейной политики:
обеспечение социальной безопасности семьи на основе фамилистической экспертизы принимаемых областных целевых программ с точки зрения возможных последствий их воздействия на жизнедеятельность семьи;
реформирование законодательной базы семейной политики;
преодоление депопуляции населения через увеличение рождаемости, снижение смертности;
решение проблем укрепления и развития института семьи через возрождение ее исконных традиций и устоев, поддержка ценностей семейного образа жизни;
предоставление гарантий защищенности тем семьям, которые в силу объективных причин находятся в особых обстоятельствах и не могут самостоятельно выйти на общественно приемлемый уровень достатка и социального благополучия (эта задача является приоритетной на современном этапе);
создание условий для существования многообразия семейных структур, содействие их адаптации к происходящим социально экономическим переменам, стимулирование саморазвития их жизненного потенциала, экономической самостоятельности;
оказание поддержки в гармоничном сочетании ее взрослых членов семьи, профессиональных и семейных обязанностей через формирование полноценной системы социального обслуживания семьи, предоставляющей разнообразные, качественные и доступные социальные услуги;
организация подготовки и переподготовки специалистов, занятых в реализации семейной политики: социальных работников, социальных педагогов, психологов;
формирование механизмов реализации семейной политики на ближайший, средний и долгосрочный периоды.