В течение многих лет интеллектуально - творческие способности учащихся Свердловской области выявляются и оцениваются на различного рода олимпиадах, турнирах, научных обществах учащихся, конференциях, выставках, в летних школах и лагерях, что способствует повышению социального статуса знаний. Создаются общественные лаборатории и региональные центры по научному, научно - техническому и художественному творчеству. В средствах массовой информации все чаще обсуждаются проблемы развития способностей одаренных детей и подростков.
В настоящее время в Свердловской области накоплен определенный положительный опыт работы с одаренными детьми и подростками, требующий научного обобщения и распространения.
Вместе с тем следует отметить, что работа различных ведомств и общественных организаций, направленная на поиск и развитие способностей одаренных детей, носит бессистемный характер.
В связи с чем возникла необходимость в теоретическом обосновании методов работы с данной категорией детей и подростков, в программно - методическом сопровождении и систематизации накопленного опыта по работе с ними.